7 июня 1885 года Самарская городская управа довела до сведения гласных думы, что Министерство внутренних дел посоветовало им не чинить препятствий нижегородскому Торговому дому «Емельян Башкиров с сыновьями».

Судовладельцы и хлебопромышленники Башкировы вели торговые операции по всему Поволжью. Знали их и в столице. В Самаре у нижегородских купцов имелся в собственности участок земли на Преображенской улице (Водников). Торговый дом задумал возвести на нем крупную паровую мельницу, запросил разрешения думы и получил отказ. Но купцы нашли поддержку в правительственных кругах. Гласных думы это явно не смутило. Против строительства в этой части города мельницы высказались Я.Д. Слободчиков, П.С.Субботин, Я.Г. Буслаев, И.Л. Санин. Они считали, что возведение мельницы рядом с хлебными амбарами, складами щепного товара небезопасно в пожарном отношении. А опустошительные пожары, как известно, преследовали Самару. Кроме того, шум работающей мельницы, скопление десятков подвод с зерном доставят массу неудобств жителям не только Преображенской, но и соседних улиц.

Но у торгового дома нашлись в думе и сторонники в лице К.К. Позерна, А.С. Злобина. Авксентий Степанович, в частности, сказал: «В пожарном отношении крупчатные мельницы признаны безопасными, а умножение числа их без сомнения весьма желательно в видах развития промышленной деятельности».

Городская управа тоже полагала, что нет смысла вступать в полемику с МВД. Решить вопрос в пользу Башкировых без согласия думы может и губернское правление. Посему лучше уступить. И с перевесом всего в пять голосов Самарская городская дума дала согласие на строительство паровой мельницы нижегородского Торгового дома « Емельян Башкиров с сыновьями» на Преображенской улице.

Так в нашем городе обосновалась семья Николая Емельяновича Башкирова, ставшего самарским купцом 1 гильдии. Она играла заметную роль в жизни губернии вплоть до 1917 года.

Самара today

*