Многие мечтают о полете на орбиту, на Луну, а то и дальше. Но те, кто на самом деле отправляется в космос, сталкиваются с рядом опасностей для здоровья. По словам врача из культового сериала «Звездный путь» Леонарда Маккоя (он же Костоправ, он же Костлявый), «космос — это болезни и опасности в обертке тьмы и безмолвия». И он во многом прав. Путешествие в космосе может сделать вас слабым, усталым, больным и, с определенной долей вероятности, страдающим от депрессии.

В настоящем космосе трудно выглядеть так же хорошо, как это получилось у Сандры Буллок в кино

«Мы не приспособлены к существованию в безвоздушном пространстве, наша эволюция не включала в себя подобное», — говорит Кевин Фонг, основатель Центра изучения медицины в экстремальных условиях, в космосе и на больших высотах Университетского колледжа в Лондоне и автор книги «Предел. Жизнь, смерть и возможности человеческого тела».

«Неверно считать путешествие в космос просто длительным перелетом, во время которого вокруг вас еще и предметы в воздухе плавают. Это — экспедиция, не менее серьезная, чем любая другая», — полагает он.

Представим, что вам посчастливилось-таки полететь в космос. И вот вы лежите в кресле и считаете секунды до старта. Чего вам стоит ждать от своего тела? Как оно поведет себя в ближайшие минуты, часы, дни и месяцы? Мы спросили об этом ученых, инженеров и астронавтов, которые по опыту знают, что происходит с человеком в условиях, когда наш организм находится в совершенно искусственной, чуждой для него ситуации. Как с этим справляться?

10 секунд после старта. Возможная потеря сознания

Космический аппарат отделяется от пускового комплекса, и ускорение возрастает до 4G. Вы чувствуете себя в четыре раза тяжелее своего нормального веса. Вас вдавливает в кресло, очень трудно даже шевельнуть рукой.

«Из-за перегрузки кровь смещается в ноги, и, чтобы оставаться в сознании, нам нужно обеспечивать кровоснабжение мозга», — так мне объяснял Джон Скотт, старший научный сотрудник лаборатории изучения возможностей человека, когда я посетил центрифугу компании QinetiQ в Фарнборо на юге Англии.

Из-за того, что кровь отливает от головы, у военных летчиков даже при относительно низких перегрузках случается серая пелена перед глазами. Правда, в современных пилотируемых космических аппаратах, например, в российском «Союзе», поза космонавта выбрана таким образом (с приподнятыми ногами), чтобы направить кровь от ног к груди и дальше к голове.

10 минут после старта. Тошнота

«В первую очередь космонавты жалуются на тошноту и рвоту», — говорит Фонг. Отсутствие гравитации влияет на наше внутреннее ухо, которое отвечает за чувство равновесия, координацию и ориентацию в пространстве. «А еще это [отсутствие гравитации] снижает способность отслеживать движущиеся объекты», — добавляет он.

Даже если не обращать внимания на шарики рвоты, летающие в невесомости по капсуле, «космическая болезнь» может вызвать слабость и неспособность выполнять поставленные задачи.

Один такой случай чуть не сорвал лунную программу «Аполлон». Во время полета «Аполлон-9» (это было первое испытание лунного посадочного модуля на орбите) Расти Швайкарт поначалу был не в состоянии выполнить некоторые из поставленных задач, и продолжительность выхода в открытый космос пришлось сократить.

Ануше Ансари, ставшая первым космическим туристом среди женщин, тоже говорила, что ей пришлось столкнуться с тошнотой, рвотой и потерей ориентации.

Два дня после старта. Опухшее лицо

Недавно я брал интервью у канадского астронавта Криса Хэдфилда. По его словам, на орбите у него постоянно был заложен нос. В космосе мы будто постоянно стоим на голове; жидкость скапливается в верхней части тела. Результат — отек лица. Похоже на отек ног во время долгого авиаперелета.

«Наше тело гонит жидкость вверх, — объясняет Фонг. — Когда мы оказываемся в невесомости, системы организма продолжают работать, и поскольку они не встречают сопротивления в виде гравитации, ткани головы отекают».

Но то, что вы будете выглядеть толще, чем обычно — это еще не беда. Недавние исследования также показывают, что космический полет может повлиять на зрение. Исследователи из Университета Техаса обследовали астронавтов с помощью МРТ-сканеров, и две трети из обследованных имели отклонения от нормы.

«Причины этого мы пока не выяснили, — признает представитель НАСА Уильям Джеффс. — У некоторых астронавтов кроме небольших изменений зрения были обнаружены отек зрительного нерва, изменения сетчатки, деформация глазного яблока. Возможно, из-за повышения внутричерепного давления».

Неделя после старта. Снижение массы мышц и костей

Когда отсутствует сила тяжести, наше тело начинает деградировать.

Две недели после старта. Бессонница

«Бессонница — одна из наиболее распространенных проблем, — говорит Фонг. — Циркадные ритмы космонавтов, их цикл светового дня — все идет наперекосяк». На орбите, где Солнце встает каждые 90 минут, космонавтам с трудом удается приспособиться к отсутствию естественной ночи.

Кроме того, они перевозбуждены из-за пребывания в космосе, посменно работают, да еще должны привыкать ко сну в спальном мешке, пристегнутыми ремнями к стене.

Для борьбы с недосыпанием на МКС оборудованы отдельные спальные отсеки, которые можно затемнить, имитируя ночь. Испытания проходит новая система светодиодного освещения, призванная уменьшить неестественную резкость света на борту станции.

Год после старта. Болезни

Все больше свидетельств того, что космический полет оказывает вредное воздействие на иммунную систему. Исследователи НАСА обнаружили, что белые кровяные клетки дрозофил на орбите менее эффективны при поглощении чужеродных микроорганизмов и борьбе с инфекцией, чем у генетически идентичных мух, оставшихся на Земле.

Два года после старта. Депрессия

Вы пережили взлет, преодолели тошноту, научились спать в космосе и делаете зарядку, чтобы по прибытии на Марс уверенно шагнуть на его поверхность. Вы в отличной физический форме. Но как вы себя чувствуете психологически?

В июне 2010 года Европейское космическое агентство и российский Институт медико-биологических проблем послали шесть человек в «полет на Марс» продолжительностью 520 дней. Имитация полета происходила на окраине Москвы в макете космического корабля. Исследовался стресс, связанный с длительным перелетом, и проблемы, вызванные изоляцией.

Об авторе. Ричард Холлингам — журналист и ведущий подкаста «Исследователи космоса». Он редактирует журнал Space:UK для Британского космического агентства, выступает комментатором запусков для Европейского космического агентства и ведет научные программы на радио Би-би-си.

Подробнее: Би-би-си