Компании зарабатывают миллионы, торгуя вашими личными данными, взятыми из социальных сетей, из истории посещенных вами сайтов, отслеживая ваши действия в интернете. Кажется, теперь появилась возможность получить свою долю, продавая собственные данные самостоятельно. Но реально ли заработать на этом? И если да, то где я могу получить свою долю?

Когда я решил продать секретные сведения о моей личной жизни, я очень надеялся найти заинтересованного покупателя. Но все оказалось не так просто.

Мне хотелось понять, могу ли я делать деньги на онлайн-информации обо мне. Каждый день так называемые брокеры баз данных по всему миру собирают эти данные, комбинируют с их информацией о других людях и продают маркетинговым фирмам или любому, кто готов платить. И я выставил себя на продажу на eBay.

Мое предложение включало разрешение использовать историю страниц, посещенных мной за месяц, сообщений из моих аккаунтов на Facebook и Twitter, трех часто используемых адресов электронной почты и десяти фотографий моей унылой физиономии. Если что, я предполагал поторговаться. Кроме того, мое объявление на eBay заманивало: «Если вас интересуют персональные данные, отличные от предложенных, сообщите мне об этом».

Ни единой заявки так и не поступило. В последней отчаянной попытке продвинуть свой лот за два дня до окончания аукциона я прорекламировал его на сайте UK Business Forums, предназначенном для обмена идеями и предложения своих услуг владельцами малого бизнеса и частными предпринимателями. Это место казалось мне подходящим для контакта с организациями, жаждущими лучше понять своих клиентов. По-прежнему ничего. После семи дней и всего лишь 31 просмотра моего объявления на eBay все было кончено.

Стало очевидно, что я лишен коммерческого дара — ведь некоторым удается гораздо лучше продавать персональные данные. Существуют ли более эффективные способы продажи? И если да, то сколько можно на этом заработать?

Начать разговор о праве на конфиденциальность

В 2012 году Федерико Заньер, веб-разработчик и сотрудник подразделения компании Microsoft, занимающегося производством игровых консолей Xbox, выставил на продажу собственные персональные данные и получил предложение на пару тысяч долларов.

Однако он делал это не с целью заработать. Житель Сиэтла понял то, о чем многие люди даже не подозревают: их личная информация продается и покупается брокерами, работающими с крупными массивами данных, в том числе такими гигантами рынка данных, как Acxiom и Epsilon, а те, кому эти данные принадлежат, не имеют с этого ни гроша.

Эти брокеры собирают общедоступную или выставленную на продажу информацию из как можно большего количества источников. Это могут быть и данные обладателей карт лояльности сетей супермаркетов, и информация от вебсайтов, которые позволяют отслеживать активность пользователей.

Затем они перерабатывают эти данные для получения аналитической картины рынка, которую затем предлагают маркетологам, занимающимся целевой рекламой, или любым другим заинтересованным фирмам, а кроме того — обмениваются собранной информацией друг с другом.

Действия Занньера, который хотел пролить свет на проблему и возможные последствия для защиты личной информации, были более продуманными, чем мои. Он запустил целый сайт, посвященный его проекту, и использовал для его продвижения и финансирования Kickstarter. Вот почему, в отличие от меня, он смог собрать 2733 долларов.

«Мне нужно было спровоцировать людей задуматься — что происходит на самом деле. Мне хотелось, чтобы все стали немного более осведомленными. Я просто очень хотел начать разговор о праве на конфиденциальность», – говорит Заннье.

Несмотря на отсутствие в его идее какого-либо коммерческого интереса (он вернул все собранные деньги), Заньер кое-чего добился. Вскоре после того, как его проект был завершен, с ним связалась нью‑йоркская компания под названием DataCoup, нуждающаяся в его совете.

Сервис, созданный DataCoup, в настоящее время тестируется. Таким, как я, и еще 1500 участникам он предлагает плату за информацию об онлайн-активности (помимо того, что я являюсь одним из первых пользователей этой услуги и получаю оплату за мои данные через PayPal, у меня нет финансовой заинтересованности в компании).

Как ожидается, сервис станет доступен для широкой публики в июне и будет пока единственным подобным бизнесом на рынке персональных данных.

Подробнее: Би-би-си

Би-би-си