6 мая 1911 года в Самаре на углу улиц Панской и Саратовской состоялось второе открытие гостиницы «Националь». Судьба этой гостиницы, получившей свое название по столичному образцу, с самого начала была многострадальной. Купец П.Ф. Гудков, в 1900 году начавший строить здание «Националя» среди кварталов исторического, делового и культурного центра Самары, столкнулся с серьезными финансовыми трудностями.

В результате вместо трех этажей, предусмотренных первоначальным проектом, гостиница к моменту завершения работ получила только два. В таком виде в 1902 году она впервые и была открыта, хотя Гудков не раз публично заявлял, что он обязательно достроит здание, как только поправит свои финансовые дела.

Однако в последующие годы дела купца не только не пошли на поправку, но, наоборот, значительно ухудшились. В итоге в 1908 году из-за многочисленных долгов Гудков по суду был признан банкротом, а его имущество пошло с молотка. Недостроенное здание «Националя», не приносившее его прежнему владельцу ожидаемых доходов, было с торгов куплено известным самарским предпринимателем и меценатом В.М. Сурошниковым, который сразу же заказал архитекторам проект коренной перестройки всего комплекса. В том же 1908 году началось воплощение этого проекта в жизнь. Строительные работы на углу Панской и Саратовской продолжались свыше трех с половиной лет, после чего 6 мая 1911 года состоялось второе открытие гостиницы «Националь».

Сурошников не поскупился на вложение средств на достройку и реконструкцию, и поэтому прежнюю гостиницу уже никто не мог узнать. Поверх прежних двух этажей, возведенных в бытность Гудкова, здание было надстроено еще тремя. В результате новая пятиэтажная гостиница «Националь» стала на то время самым высоким зданием в Самаре. В гостинице постояльцам предлагалось более 200 номеров разного класса – от самых простых до люксовых. Последние были оборудованы по европейскому образцу: в них имелись телефоны, санузлы и ванны с горячей водой, был даже зимний сад. В здание провели электрическое освещение и паровое отопление, оно было также оборудовано тремя лифтами. К вокзалам и пароходным пристаням от гостиницы высылались специальные автомобили. Одним словом, по степени фешенебельности самарский «Националь» в то время встал в один ряд со многими гостиницами Санкт-Петербурга и Москвы.

Неудивительно, что в предреволюционные годы во время приезда в Самару именно в «Национале» предпочитали жить многие представители российского бизнеса, правящей элиты, а также известные деятели науки и культуры. Например, будущий глава Временного правительства А.Ф. Керенский во время своих неоднократных посещений нашего города в 1914-1916 годах каждый раз останавливался только в этой гостинице. Во время самарской ссылки в апреле-мае 1913 года здесь проживала видная большевичка Инесса Арманд, причем гостиничные счета за нее оплачивал ее бывший муж Александр Арманд. Во время своих многочисленных разъездов по стране не раз посещали Самару и жили в «Национале» известные заводчики и меценаты — П.М. Третьяков, С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов и другие.

Не потеряла своего значения лучшая самарская гостиница и в советское время. В ее номерах останавливались партийные руководители, крупные советские ученые, художники и писатели. Во время пребывания в нашем городе в ней проживали В.В. Маяковский, А.М. Горький и А.Н. Толстой. А поэт Сергей Есенин, будучи здесь проездом из Москвы в Туркестан в апреле 1921 года, и вынужденный задержаться у нас почти на неделю, сделал в номере гостиницы «Националь» следующую запись в своем дневнике: «Третий день смотрю из окна на проклятую Самару, и вижу один и тот же унылый двор, похожий на колодец».

В годы Великой Отечественной войны номера этой гостиницы были отданы представителям высшего советского руководства, эвакуированным из Москвы в Куйбышев. В номерах «люкс» находились секретариаты Президиума Верховного Совета СССР и некоторых наркоматов, а по соседству жили «всесоюзный староста» М.И. Калинин, маршал К.Е. Ворошилов, секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Андреев, заместитель наркома иностранных дел А.Я. Вышинский и другие видные советские и партийные деятели.

В период «борьбы с космополитизмом» конца 40-х годов гостинице изменили название — из «Националя» она превратилась в «Центральную». За последующие десятилетия внутренние помещения здания неоднократно перестраивались в соответствии с требованиями и вкусами того или иного времени. Не раз менялась и ее внутренняя отделка, но внешний облик гостиницы оставался практически прежним. Последней крупной реконструкции здание подверглось в 1999 году, а незадолго до того гостинице вернули исконное название.

В настоящее время в самарском отеле «Националь» посетителям предлагают 75 комфортабельных номеров различных категорий, рассчитанных в общей сложности на 130 гостей.

Самара today

*