30 апреля 1910 года (по старому стилю – 17 апреля) родился Виктор Яковлевич Литвинов, Дважды Герой Социалистического Труда, в 1944-1962 годах – директор завода № 1 имени Сталина в Куйбышеве.

Он родился в Таганроге в семье железнодорожника. В апреле 1930 года Виктор окончил механическое отделение Таганрогского индустриального техникума, и сразу же был направлен в Москву на авиазавод № 1 на должность техника-конструктора. В 1937 году он был назначен начальником технического отдела цеха, в 1938 году – заместителем главного инженера, а в марте 1941 года – на должность главного инженера.

Директором завода № 1 тогда был Анатолий Третьяков, и при нем предприятию было поручено освоить производство высотного истребителя МиГ-3. Но в самый разгар этого освоения началась Великая Отечественная война. Завод № 1 был отправлен в Куйбышев, и его эвакуация прошла всего за 10 дней. Уже 28 октября был подписан приказ о начале его работы на новом месте.

Благодаря тому, что еще в августе 1940 года специально для возведения группы авиационных заводов под Куйбышевом было создано Управление Особого Строительства (УОС), все оборудование, доставленное на территорию Безымянского промышленного узла, на месте назначения размещалось отнюдь не в чистом поле, а в уже практически готовых производственных корпусах. Поэтому коллектив завода № 1 уже в декабре 1941 года сумел наладить выпуск самолетов. В этой невероятно напряженной ситуации 23 декабря 1941 года в Куйбышев поступила правительственная телеграмма. Вот ее текст:

«Два адреса Куйбышев директору завода нр 18 Шенкману копия директору завода нр 1 Третьякову. Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день, а Третьяков дает МиГ-3 по одной по две штуки. Это насмешка над страной над Красной Армией. Нам нужны не МиГи а Ил-2. Если 18 завод думает отбряхнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю последний раз. СТАЛИН».

Сразу же после получения этой телеграммы главный инженер завода № 1 Литвинов приступил к внедрению технологии поточного производства, благодаря которой предприятие всего за сутки могло выпустить три самолета Ил-2, и чуть не каждый день наращивать их производство на 1-2 единицы. В те же месяцы Литвинов впервые в нашей стране запустил принципиально новый метод самолетостроения – так называемый принцип параллельности, когда разработка конструкции машины, составление чертежей и подготовка производственного цикла для него велись одновременно. В общей сложности в 1941-1945 годах предприятие отправило на фронт 3122 истребителя Миг-3, 11863 штурмовика Ил-2, 1225 штурмовиков Ил-10.

Виктор Литвинов был назначен директором предприятия в июле 1944 года, после того, как Третьякова отозвали в Москву. После войны по личному распоряжению Сталина и под руководством Литвинова в сентябре-октябре 1946 года завод № 1 всего за 40 дней и ночей построил 10 первых в стране реактивных истребителей МиГ-9. Затем он был головным предприятием по выпуску истребителей МиГ-15, Миг-15-бис, УТИ МиГ-15. Всего же в 1946-1953 годах завод № 1 передал в ВВС 4251 реактивный истребитель. В 1954-1960 годах предприятие выпустило 50 фронтовых бомбардировщиков Ил-28, и 545 стратегических бомбардировщиков Ту-16 а также три опытных сверхзвуковых истребителя Ла-250 с десятью комплектами подвесных ракет «воздух-воздух».

Новые времена для руководимого Литвиновым предприятия наступили после подписания Никитой Хрущевым постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 января 1958 года, согласно которому предприятие перепрофилировалось для серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Для этого из Москвы в Куйбышев был направлен ответственный представитель Главного конструктора Дмитрий Козлов. Государственное задание было очень жестким: к концу 1958 года завод должен был выпустить три «летных изделия» и отправить их на полигон Тюра-Там (ныне Байконур). И его выполнили в срок: две ракеты Р-7 куйбышевского производства отправились на космодром 30 декабря 1958 года. После проверки всех систем первая из них успешно стартовала 17 февраля 1959 года.

К началу 1960 года завод № 1 имени Сталина уже полностью отказался от изготовления самолетов и представлял собой полностью сформированное и совершенно самостоятельное ракетное производство, выпускавшее каждую неделю по одной «семерке». Именно тогда после посещения завода № 1 Хрущев заявил на весь мир, что «теперь мы делаем ракеты на конвейере, как сосиски», а потом пообещал с помощью этих ракет показать ненавистной Америке «кузькину мать».

В 1960 году в соответствии с закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР директор завода № 1 Виктор Литвинов второй раз удостоился звания Героя Социалистического Труда. В общей сложности за свою жизнь, кроме двух Золотых Звезд, он был также награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939 год), четырьмя Орденами Ленина (1941, 1945, 1957 и 1960 годы), двумя Государственными премиями СССР (1946 и 1950 годы) и одной Ленинской премией (1958 год).

В марте 1962 года Литвинов стал председателем Куйбышевского совнархоза, затем – заместителем председателя совнархоза Средне-Волжского экономического региона. В 1965 года он был назначен заместителем министра общего машиностроения СССР. В мае 1981 года на родине Дважды Героя в городе Таганроге был торжественно открыт его бронзовый бюст. А 4 июня 1983 года Виктор Литвинов скончался в Москве. После этого 17 мая 1984 года решением горисполкома улица Электрифицированная в Куйбышеве была переименована в улицу Литвинова. Ныне его имя также носит Дворец культуры на площади имени Кирова в Самаре.

Самара today