15 апреля 1961 года решением Куйбышевского горисполкома в ознаменование первого в мире полета человека в космос Черновское шоссе было переименовано в улицу Юрия Гагарина.

В тот день 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил свой исторический виток вокруг нашей планеты, мало кто знал, что с места своей посадки на берегу Волги в Саратовской области его сразу же отправили в Куйбышев. Здесь первый космонавт Земли проходил послеполетное обследование, а затем отдыхал на закрытой обкомовской даче вплоть до середины дня 14 апреля, после чего Гагарин вылетел в Москву, где его встречали руководители партии, государства и правительства.

Уже на следующий день после показанного по телевидению торжественного репортажа о приезде в Москву первого советского космонавта весь состав Куйбышевского горисполкома под руководством его председателя О.И. Ковалева срочно собрался на свое внеочередное заседание. В повестке дня был только один вопрос: о переименовании Черновского шоссе на все его протяжении от 14-го проезда (ныне улица XXII партсъезда) до Семейкинского шоссе (ныне Московское шоссе) в улицу имени Юрия Гагарина. Это решение членами горисполкома было принято единогласно.

Гужевая дорога, впоследствии названная Черновским шоссе, возникла еще в конце XIX века, вскоре после того, как на Самаро-Златоустовской железнодорожной линии появилась станция Безымянка. Имя всей трассе дал Черновский дачный массив, раскинувшийся в этих местах. Но он был, пожалуй, единственным окультуренным участком на много верст вокруг. Вплоть до конца 30-х годов ХХ столетия эта грунтовая дорога проходила по малообжитым местам, где в то время можно было увидеть лишь пастбища вперемешку с лесными островками и немногочисленные дачные строения.

Лишь после того, как с августа 1940 года в районе Безымянки по решению Совнаркома началось возведение авиационных заводов и ряда других предприятий, движение по дороге резко усилилось. Летом 1941 года силами Управления Особого Строительства и заключенных Безымянлага началось асфальтирование Черновского и Безымянского шоссе (впоследствии улица Победы) на всем их 15-километровом протяжении. Работы по укладке твердого покрытия на этой трассе в основном были закончены к началу нового, 1942 года, однако в дальнейшем асфальтирование улиц в районе Безымянки продолжалось почти постоянно, по мере возведения новых предприятий, жилых домов и зданий социально-бытового назначения.

Еще в последние месяцы 1941 года вдоль Черновского и Безымянского шоссе быстрыми темпами шла прокладка трамвайной линии, которая по решению правительства была включена в число объектов государственной важности. Сроки сдачи в эксплуатацию трамвайного маршрута № 3 переносились трижды, пока наконец 26 декабря 1941 года комиссия не подписала акт, который разрешал движение вагонов на всем участке маршрута от улицы Полевой до 4-го района Особостроя (район нынешней площади Кирова). Первоначально на этой линии было всего шесть остановок: «Клиническая больница», «9-е отделение милиции», «Сад-совхоз» (сейчас здесь находится метро «Спортивная»), «Машстрой», «Стахановский поселок» (ныне станция метро «Победа») и «4-й район УОС». И только 10 июля 1943 года завершилось строительство последнего участка этой линии протяженностью 5,5 километров, после чего трамваи стали доходить непосредственно до проходных заводов №№ 1, 18 и 24 (ныне остановка «Юнгородок»).

В послевоенные годы жилое и социально-бытовое строительство в основном шло лишь в окрестностях Безымянского шоссе, которое в 1946 году было переименовано в улицу Победы. Что же касается Черновского шоссе, то вдоль него, по воспоминаниям самарских старожилов, еще в конце 50-х годов практически не было ни одного строения. Почти на всем протяжении этой трассы, примерно с того места, где улица Победы ныне переходит в улицу Гагарина, и вплоть до Линдовского рынка (он располагался между 4-м ГПЗ и нынешней улицей Тухачевского) тянулась лишь открытая степь с редкими деревьями и зарослями кустарника. Согласно генеральному плану развития города Куйбышева, в то время это был район перспективной жилой застройки, однако средств на практическое воплощение таких проектов в жизнь, как всегда, не хватало.

Переименование Черновского шоссе в улицу Гагарина стало для городских и областных властей дополнительным толчком для того, чтобы активизировать работу по освоению этого обширного пространства. Особенно это стало заметно с приходом в 1964 году на должность председателя Куйбышевского горисполкома А.А. Росовского, когда вдоль улицы Гагарина развернулось крупное жилое строительство. Всего лишь за десять лет на территории бывших пустырей возникло несколько современных микрорайонов, где получили новые квартиры более 300 тысяч куйбышевцев.

Самара today

*