В один из первых апрельских дней 1885 года городской голова П.В. Алабин через «Самарскую газету» попросил горожан свозить грязь и навоз… на Новособорную площадь.

Столь необычная просьба продиктована тем, что на площади, где строился новый кафедральный собор, городская дума наметила заложить сквер. Для него нужно было привезти плодородную землю. Но Петр Владимирович посчитал, что горожане, вывезя из своих дворов накопившийся за зиму навоз, улучшат и санитарное состояние города и помогут подготовить землю для посадки зеленых насаждений без всяких затрат со стороны города.

Самарский губернатор А.Д. Свербеев обратил внимание городского головы на вред, «…могущий произойти от завалки навозом Ново-Соборной площади без соблюдения необходимых условий к предотвращению вредных испарений». Чтобы этого не произошло, городской голова обещает засыпать ямы с навозом песком и лично наблюдать за всеми работами.

Конечно же, негативных последствий избежать не удалось. На площади развелось огромное количество мух. «Самарский справочный листок» писал: «Обыватели, впрочем, могут утешиться: вместе с ними вдыхает и обоняет навозный букет, а также и ведет неравную, но ожесточенную борьбу с мухами и сам городской голова, живущий как раз против этой исполинской кучи навоза». Однако уже в октябре на площади началась посадка деревьев и кустарников, а 30 августа следующего года, когда город отмечал свое 300-летие, молодой сквер открыли для посещения. Но, чтобы избежать порчи насаждений, вход в него разрешили «…только особам женского пола и детям с родителями или провожатыми».

Новую площадь хотели назвать Николаевской и попросили на это разрешение Министерства Внутренних Дел. Столичные чиновники велели городскому голове прислать план сада, и только после его рассмотрения дать ответ. Или П.В.Алабин отказался от мысли назвать площадь Николаевской, или план ее не понравился в столице, только и новую площадь города и ее сквер стали называть Новособорной или просто Соборной.

Самара today

*