26 марта 1895 года Самарская городская дума заслушала доклад комиссии о перспективах строительства в городе электростанции. «Вопрос об устройстве электрического освещения г. Самары» был проанализирован в докладе электротехника Н.А.Жданова. Он занимал 34 страницы его тетради. Жданов изучил все плюсы и минусы электрификации города.

До 1900 года на улицах Самары горели керосиновые фонари. Их было установлено около тысячи – через каждые 30 метров в центре города и через 100 – на окраинах.

Существовала вполне уважаемая профессия фонарщика. Каждый вечер эти служащие заправляли светильники и зажигали, а рано утром гасили их. Но в конце прошлого века в больших городах России стало появляться удобное и надежное электрическое освещение. Самара не захотела отставать от технического прогресса. Городская дума создала специальную комиссию, которой было поручено тщательно изучить перспективу электрификации и дать ответ, нужна ли городу электростанция.

Доклад обсуждался два дня. Но даже после этих слушаний оставалось немало скептиков, считающих траты на строительство станции бессмысленными. Свое мнение они подкрепляли убедительными расчетами. Один фонарь потребляет в час четыре грамма керосина — на три копейки. Электрический фонарь сжигает энергии на 12 копеек в час да плюс расходы на покупку лампочек, каждая из которых стоит 2 копейки. При замене всех фонарей электроосвещение обойдется городу в два с половиной раза дороже, чем керосиновое, утверждали скептики.

Но зато городу не нужны будут фонарщики, станет меньше копоти и керосиновой вони, отвечали члены комиссии. Городской водопровод перейдет на электротягу, драмтеатр получит безопасное освещение, заводы откажутся от шумных паровых машин. А там можно будет подумать и о трамвае.

Внимательно выслушав обе стороны, городской голова заявил, что комиссия отнеслась к порученному делу с редким вниманием и заслуживает благодарности. А так как вопрос о выгодности и необходимости строительства электростанции вполне обоснован, то всякие замечания и дебаты по докладу отклоняются. Станцию решено строить.

В 1900 году самарская электростанция дала первый ток. На главных улицах города зажглись фонари, осветились витрины магазинов. В Струковском саду засиял огнями танцевальный «воксал», появился фонтан с цветной электроподсветкой. А в 1915 году в городе был пущен трамвай. Электричество стало неотъемлемой частью жизни всей Самары.

Самара today

*