20 марта 1884 года в Самаре открылось губернское, а в уездах – уездные податные присутствия, основной задачей которых был сбор налогов с торговых и промышленных предприятий.

После восшествия на престол в 1855 году Александра II в России начались многочисленные юридические и экономические реформы, благодаря которым новый император надеялся постепенно вывести страну из технического и социального застоя. В числе прочих Александром II были начаты также финансовые и налоговые преобразования, растянувшиеся почти на 30 лет и завершенные только следующим императором Александром III.

Вплоть до конца 70-х годов XIX века в стране не существовало порядка и единых размеров сбора налогов, не было также и единого налогового законодательства. Так, к примеру, население Самары в это время платило в бюджеты различных уровней весьма многочисленные денежные налоги: подушную подать — государственному казначейству, земские и рекрутские подати – в губернскую казну, а также городские сборы, зависящие от дохода налогоплательщика и от размеров недвижимости, находящейся в его собственности. Размер налогов и порядок их сбора определяла городская Дума, причем цифры и даты их взимания существенно менялись иногда даже в течение одного года.

Так, в ноябре 1860 года купеческий и мещанский старосты рапортовали в Самарскую городскую Думу об утверждении объема денежных налогов, который необходимо будет собрать на общественные нужды в 1861 году. В список первоочередных городских расходов того года входили следующие: содержание квартиры для первого приходского мужского училища, содержание второго приходского мужского училища, содержание губернского и второго приходского женских училищ, денежные суммы для разъездов гласных думы (по-нынешнему – депутатов), жалованье общественному писарю, а также расходы на непредвиденные надобности. Всего для наполнения городского бюджета в 1861 году самарским купцам предписывалось в общей сложности собрать 1956 рублей серебром, а мещанам — 2849 рублей. Однако далеко не для всех самарцев это налоговое бремя оказывалось по силам.

Немалый доход самарской казне приносила плата за аренду городских территорий, отданных под устройство торговых помещений, лавок и складов на Троицкой и Воскресенской площадях, а также мест, отведенных для пароходных и лесных пристаней. Взимались сборы также с рыбных ловель, с каменоломен, с портомойных плотов, с использования набережных Волги и Самары, с городских садов, с извозного промысла, и, конечно же, с городских зданий. Это были прямые виды налогов и сборов. Косвенные же налоги складывались, например, из сборов с аукционных продаж, с ряда других торговых сделок, и так далее. Были у городской казны также и более мелкие виды доходов — пени, штрафные деньги, проценты от банковских сумм, а также доходы чрезвычайные — прибыли от оборотов Общественного банка и пособия от земства и имперского бюджета, и некоторые другие.

Только в конце 60-х годов XIX века, в связи с проводимой в стране финансовой реформой, начались изменения в работе местных налоговых органов. Сфера деятельности Самарской губернской казенной палаты в это время была ограничена лишь сбором прямых налогов, а взимание всех видов косвенных налогов перешло к вновь созданному Самаро-Уральскому губернскому акцизному управлению.

Но даже тогда Дума по-прежнему сохраняла некоторые виды натуральных повинностей, в первую очередь квартирную, которую несли все без исключения сословия. Так, в 1872 году в Самарскую губернию были определены на временный постой несколько воинских подразделений, для которых потребовалось квартирное довольствие. При этом в Самаре разместились управление губернского воинского начальника (28 человек, в основном высшие офицеры), губернский батальон (489 человек), Самарская сборная воинская команда (167 человек), а также 68-й резервный батальон общей численностью 1157 человек. В уездных городах Самарской губернии на постой было в общей сложности размещено 760 военнослужащих. По существовавшей тогда практике в мещанские дома обычно отправляли на постой рядовых, а в купеческие дома — офицеров. Например, в том же году у купца Е.Н. Аннаева на постое находился генерал из управления воинского начальника, а у купца И.Т.Жедринского – подполковник, командир батальона.

Положение с юридической неопределенностью в масштабах всей страны кардинальным образом изменилось только в 1982-1883 годах, после принятия в России сразу нескольких законов, направленных на совершенствование налоговой сферы. В частности, с ноября 1883 года взимание налогов в России стало исключительной прерогативой лишь одной государственной службы – податной. Для такой работы решением самарского губернатора А.Д. Свербеева от 20 марта 1884 года были созданы губернское, а в уездах – уездные по податным делам присутствия. Месяцем позже в Самаре также появилась и аналогичная городская служба.

Впоследствии еще одним законом от 30 апреля 1885 года в российских губерниях были учреждены должности податных инспекторов, на которых вначале возлагался лишь надзор за доходностью торгов и имуществ, подлежащих обложению налогами, а позже – также и общий надзор за исправностью уплаты налогов. Податные инспектора председательствовали во вновь созданных уездных податных присутствиях, исполнявших различные поручения казенной палаты по наблюдению за сбором пошлин с торговли и промыслов.

Самара today

*