23 января 1937 года в соответствии с распоряжением № 17 Куйбышевского краевого управления по делам искусств из состава Куйбышевского краеведческого музея был выделен художественный отдел, который тогда же преобразовали в самостоятельный Куйбышевский краевой художественный музей.

Почти все ныне существующие в нашем регионе государственные музеи берут свое начало от городского публичного музея, основателем и создателем которого по праву следует считать гласного городской Думы, а впоследствии городского голову П.В. Алабина. Именно он разработал первый проект устройства в нашем городе публичного музея из 16 отделов, который официально открылся в 1896 году.

Художественное собрание в нем формировалось уже с самого начала. Огромную роль в пополнении этого фонда сыграл известный самарский купец, художник и меценат К.П. Головкин, которого искусствоведы ныне считают родоначальником всей коллекции Самарского художественного музея. Об этом сам Головкин писал 25 апреля 1897 года в своем обращении в комитет городской Думы: «Дальнейшую работу по формированию симпатичного для меня художественного отделения… я желал бы принять на себя». В тот же день меценат передал в музей несколько картин, в том числе свои работы «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори», «Серый день в лучах», а также произведения Н.П. Осипова, И.Ф. Никонова, Н.А. Храмцова и других авторов.

По инициативе К.П. Головкина во все концы страны было разослано около 300 писем – обращений к художникам России. После этого в дар Самарскому музею поступили произведения М.В. Нестерова, В.Н. Биктеева, К.Ф. Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые картины от местных живописцев. При активном содействии Головкина в Самарском музее удалось создать богатую художественную коллекцию.

В период революционных событий 1917 года, гражданской войны и поволжского голода публичный музей неоднократно передавался из одного ведомства в другое, подвергался реорганизациям и переездам, и по этим причинам не работал. Лишь в 1929 году его перевели в бывший особняк купца Сурошникова. Начиная с 1936 года, здесь были развернуты экспозиции всех его отделов, кроме художественного, потому что уже тогда было решено создать отдельный художественный музей. Решение об этом Куйбышевское краевое управление по делам искусств приняло 23 января 1937 года.

Однако даже после подписания такого документа художественный музей более двух лет не имел собственной экспозиции, дожидаясь выделения ему помещения. Его обещали дать в строящемся Дворце культуры на площади имени Куйбышева, но строительные работы сильно затянулись. Только 28 февраля 1939 года Куйбышевский художественный музей принял своих первых посетителей.

Огромную роль в формировании музейной коллекции сыграла А.Я. Басс — директор музея с 1958 по 2005 год. Начиная с 1954 года, она занималась восполнением явных пробелов в музейном собрании, особенно в коллекции русского искусства XVIII и первой половины XIX века. При ней также значительно расширилась восточная коллекция, начало которой было положено еще усилиями известного промышленника и мецената Альфреда фон Вакано. Рискуя своей карьерой, Аннета Яковлевна спасла большую музейную коллекцию русского авангарда, которая в 50-е годы по решению властей была приговорена к уничтожению. В числе опальных были картины К.Малевича «Жизнь в большой гостинице», О.Розановой «Бульвар», М.Менькова «Симфония (Скрипка)» а также работы П. Кончаловского, А. Лентулова, Д. Бурлюка, и других авторов, работавших в 1900-1925 годах. Директор тайком спрятала крамольные картины в подвальном помещении, где они хранились более 40 лет и были счастливо извлечены во времена перестройки и гласности.

Немалая заслуга А.Я. Басс состоит и в приобретении музеем бывшей усадьбы Ивана Алексеева в селе Ширяево, где жил И.Е. Репин в тот период, когда он писал этюды к своей картине «Бурлаки на Волге». Шесть лет длилась реставрация этого дома, пока 26 августа 1990 года не состоялось открытие Дома-музея И.Е. Репина в Ширяево, который ныне является филиалом Самарского областного художественного музея. Ранее другим его филиалом стал Дом-музей поэта А.В. Ширяевца (Абрамова), расположенный в том же селе. <

В 1989 году часть коллекций художественного музея переехала в бывшее здание Волго-Камского банка на улице Куйбышева, 92, где долгое время располагался Куйбышевский городской комитет КПСС. Новое помещение дало возможность постоянно экспонировать около двух тысяч произведений, среди которых полотна К.Брюллова, В.Маковского, В.Сурикова, В.Поленова, И.Левитана, В.Перова, Б.Кустодиева, И.Репина А.Куинджи и многих других известных живописцев.

Самара today

*