Тенденция к использованию ноутбуков индивидуальными пользователями в качестве основного ПК заметно подхлестнула продажи портативных компьютеров.

Ожидается, что в ближайшие три года производство ноутбуков будет расти как на дрожжах благодаря снижающимся ценам и буму потребительского спроса. Согласно последнему прогнозу аналитической фирмы IDC, к 2007 году на долю портативных моделей придется почти половина всех поставок ПК в США и почти 40% поставок ПК во всем мире. IDC, которая в декабре пересмотрела свой долгосрочный прогноз рынка ПК в сторону повышения, убеждена, что продажи ноутбуков набирают силу главным образом благодаря их популярности среди индивидуальных пользователей. Многие из этих покупателей предпочитают ноутбуки десктопам, и эта тенденция, очевидно, сохранится. Другие приобретают ноутбуки в качестве второго и даже третьего ПК, отмечает аналитик IDC Алан Промисел.

В 2003 году рынок ноутбуков в США по объемам поставок неизменно опережал рынок ПК в целом на 1-2 процентных пункта. В третьем квартале на долю ноутбуков пришлось 29% всех продаж ПК. «Мы не рассчитываем, что они будут прибавлять по два пункта каждый квартал, но, думаю, это очень хороший показатель тенденции, учитывая ASP (средние цены продаж), объем продаж потребителям и перспективу роста корпоративных закупок, а также процесс замены десктопов на ноутбуки, — говорит Промисел. — Свою роль играет и снижение розничных цен. Ноутбук Dell и других брендов сейчас можно купить за 700 долл. и дешевле».

IDC ожидает, что в США в 2007 году на долю ноутбуков придется 47% продаж: компания увеличила свой предыдущий прогноз почти на 10 процентных пунктов. Разбивка по годам выглядит так: 27,5% в 2003 году, 33,7% в 2004-м, 40,7% в 2005-м и 44,3% в 2006 году. На мировом рынке ноутбуки приблизятся к 50%-ной отметке не так быстро. IDC прогнозирует рост их доли в общем рынке ПК с 26,9% в 2003 году до 37,3% в 2007 году, причем на 2004 год IDC предсказывает 30,4%, на 2005 год — 33,8%, а на 2006 год — 35,8%.

Ноутбукомания

Массовый переход американских потребителей на ноутбуки не только помог производителям достичь рекордных продаж, но и привел к общему смещению рынка. Значительную долю потребительских продаж составляют так называемые «ноутбуки взамен десктопов» с 15-дюймовым или более крупным экраном и относительно быстродействующими процессорами. Покупателей привлекает то, что это достаточно портативные машины и их легко убрать, хотя по производительности и размеру экрана они не уступают настольным ПК. Такие ноутбуки обычно ненамного дороже десктопов с плоским дисплеем.

В силу этой тенденции руководители Hewlett-Packard называют семейство ноутбуков HP Pavilion 5000, включающее несколько 3,6-кг моделей с 15-дюймовым экраном, «мейнстрим-компьютером для потребителей». По словам продакт-менеджера НР по ноутбукам Джонатана Кайе, на этой неделе НР выпустила пару новых моделей: Pavilion zx5000 и Pavilion zv5000. В соответствии с принципом «чем крупнее, тем лучше» машины снабжены 15,4-дюймовым экраном — стандартным для zx5000 и как апгрейд для zv5000; на нем удобно просматривать широкоформатные фильмы или две смежные страницы документа. Цена минимальной конфигурации Pavilion zx5000 (15,4-дюймовый экран, Intel Pentium 4 2,8 ГГц, 256 Мбайт памяти, 40-Гбайт жесткий диск и DVD-ROM) без учета скидок составляет 1399 долл.

Новые модели на этой неделе предложила не только НР. Toshiba также выпустила три новых ноутбука взамен десктопа. Модели Satellite A45 с 15-дюймовым экраном и процессором Pentium 4 стоят от 1000 долл. Satellite A45-S150 (процессор Pentium 4 2,4 ГГц, 512 Мбайт памяти, 60-Гбайт жесткий диск и комбинированный дисковод CD-burner/DVD-ROM) стоит 1399 долл.

В ближайшем будущем НР планирует опередить конкурентов, добавив модели Pavilion zd7000 с процессором Pentium 4 Extreme Edition 3,2 ГГц. Этот ноутбук, предназначенный для тех, кто заинтересован в максимально крупном экране и самых лучших процессорах, будет оснащен 17-дюймовым широкоугольным дисплеем. Его цена составит от 1499 долл. Процессор Extreme Edition Pentium 4 отличается более вместительным кэшем, что повышает его производительность.

Хотя многие в индустрии ПК уверены, что со временем потребители начнут возвращаться к более легким и мобильным ноутбукам, самыми популярными на какое-то время, вероятно, останутся модели, заменяющие десктопы, ведь те, кто покупает ноутбук впервые, ищут относительно дешевые и высокопроизводительные машины, ничем не уступающие их старым настольным компьютерам. Поэтому НР и другие производители ПК продолжают добавлять в свои семейства ноутбуков все более быстродействующие процессоры и крупные экраны. Со временем НР, вероятно, предложит модели ноутбуков с процессором AMD Athlon 64 и будущим чипом Intel Prescott. Однако Кайе отказался комментировать планы компании.

Джон Спунер (John G. Spooner), CNET News.com

13 января, 2004, 11:05

ZDNET Россия

*