Африканский жук-бомбардир может помочь разработчикам авиадвигателей решить одну из «вечных проблем» — как запустить остановившийся двигатель на многокилометровой высоте, где воздух разрежен, а температура приближается к 60 градусам ниже нуля.

В университете британского города Лидс изучают защитный механизм насекомого, в основе которого — нечто вроде реактивного двигателя с пульсирующим потоком газов.

Хищник, неосмотрительно приблизившийся к жуку-бомбардиру с недобрыми намерениями, получает достойный отпор: из специальных сопел в тельце насекомого вылетает яд, раскаленный до 100 градусов по Цельсию.

За подготовку смертоносного раствора отвечает железа размером всего в один миллиметр. Именно в ней происходят процессы, в результате которых жучок получает возможность контролировать температуру и давление своих защитных газов.

Если удастся встроить нечто подобное такой железе в реактивный двигатель, то будет решена одна из самых сложных проблем авиации — как запустить остановившуюся турбину в условиях, не способствующих горению топлива.

Остановка одного из двигателей самолета в режиме крейсерского полета — явление куда более частое, чем хотелось бы думать большинству авиапассажиров. Впрочем, любой летательный аппарат с несколькими двигателями устроен так, чтобы продолжать полет даже с одним двигателем, в том числе и на самых ответственных этапах маршрута.

Би-би-си