Формирование новой планеты посредством мощнейшего в мире телескопа Very Large Telescope впервые в истории наблюдала международная группа астрономов. В созвездии Дракона на расстоянии трёхсот тридцати шести световых лет от Земли учёные обнаружили довольно большую экзопланету. Её формирование ещё не завершилось, что позволит учёным изучить процесс образования новой планеты.

Об этом сообщает журнал Astrophysical Journal Letters.

«До настоящего времени мы изучали то, как формируются планеты в основном с помощью моделирования и симуляций. Если открытый нами объект действительно является формирующейся планетой, то тогда астрономы впервые смогут проследить за тем, как рождаются планеты и что происходит в “утробе” звёздной системы на ранних этапах её формирования», — заявил Саша Кванц (Sascha Quanz) из Высшей технической школы Швейцарии в Цюрихе.

Рождающуюся планету в созвездии Дракона Кванц и его коллеги обнаружили, наблюдая за звёздной системой HD 100546 при помощи инфракрасной камеры телескопа VLT, высокая чувствительность которой позволяет получить высококачественные снимки протопланетного диска, «подсвеченного» тепловым излучением светила.

Формирующаяся система привлекла внимание учёных тем, что в ней видна крупная планета, которая может относиться к классу «горячих юпитеров». Снимки, полученные телескопом VLT, показали, что в системе существует как минимум ещё одна планета, расположенная на самом дальнем краю протопланетного диска.

Новоявленная планета тяжелее Юпитера раз в 20 и удалена на 68 астрономических единиц (средних расстояний от Солнца до Земли) от светила.

Учёные, изучив характер движения объекта и плотность газопылевого диска по краям его орбиты, поняли, что эта планета продолжает «стягивать» на себя его материю. Факт развития этого процесса позволяет говорить о возможности изучения того, как формируются планеты, на примере HD 100546. Учёные надеются, что новые телескопы, в том числе космическая обсерватория «Джеймс Уэбб» и радиотелескоп ALMA, помогут решить эту задачу.

01-03-2013 23:10