Реформа… Один из самых популярных в постсоветской России политических терминов сегодня вызывает в народе устойчивый отрицательный условный рефлекс — ничего хорошего от реформ у нас никто не ждёт. Пожалуй, есть лишь пара областей соприкосновения электората с государством, в которых обе стороны ждут перемен, — армия и правоохранительные органы. О военном реформировании уже сказано очень много, однако, как нам удалось выяснить, существует «громадьё планов» и по реформированию МВД. По информации «Версии», его по американскому образцу планируют разделить на Федеральную службу расследований, федеральную полицию, Национальную гвардию и муниципальную милицию.

Впервые о масштабном реформировании МВД заговорили ещё в 2001 году, сразу после назначения новым министром Бориса Грызлова. Автором плана, по слухам, был тогдашний заместитель главы администрации президента Дмитрий Козак. Заговорили о том, что из МВД выделят муниципальную милицию, федеральную полицию и следственную службу. Последняя должна была поглотить соответствующие подразделения Генпрокуратуры, став отечественным вариантом американского ФБР. Многим казалось, что такую реформу может осуществить только «комиссар-порученец» со стороны, не имеющий никакого отношения к реформируемому органу, и Грызлов отвечал этим требованиям как нельзя лучше. Тем не менее тогда структура МВД так и осталась почти нетронутой, не считая реорганизации ГУБОПа.

В конце 2003-го за дело реформирования взялся другой «питерец» — Виктор Иванов.

Следуя указаниям президента, он с группой экспертов разработал проект реорганизации МВД. Предполагается, что структуру министерства практически создадут заново, чтобы навсегда разорвать ассоциативную связь между милиционером прошлого и новым защитником законности и порядка. Воплотить реформу в жизнь суждено новому «министру-комиссару» Рашиду Нургалиеву: столь же посторонний для МВД, как и Грызлов, он, высокопоставленный чекист со стажем, гораздо более компетентен в сфере «органов». Как говорится, ему и карты в руки.

По нашей информации, реформа будет проходить в течение 2005 года. При этом ожидается и существенное увеличение должностных окладов сотрудников правоохранительных органов — почти втрое. Уже разработан пакет законопроектов: предполагалось, что они поступят в Думу в апреле-мае, однако в связи с формированием нового кабинета министров их передачу отложили. А пока межведомственная комиссия уточняет будущие функции структур по охране правопорядка.

По нашим данным, самой мощной из них станет федеральная полиция, которая займётся борьбой с терроризмом, экономической и оргпреступностью. Она объединит криминальную полицию, полицию общественной безопасности, полицию экономической безопасности, миграционную полицию, транспортную полицию и подразделения по охране режимных объектов и закрытых административно-территориальных образований. Другим крупным подразделением станет муниципальная милиция, которая будет включать местные отделы Госавтоинспекции, патрульно-постовой службы, службы участковых, инспекции по делам несовершеннолетних. При этом финансирование и ответственность за деятельность милиции возьмут на себя регионы. В её обязанности будет входить прежде всего наблюдение за порядком в общественных местах и на дорогах, профилактика правонарушений, разборы ДТП, охрана объектов собственности (кроме тех, что подлежат госохране), розыск преступников.

Федеральная служба расследования (ФСР) будет создана на базе действующего следственного комитета при МВД и его территориальных подразделений, к которым, как ожидается, присоединятся органы дознания. В перспективе в ФСР объединятся следственные структуры милиции, прокуратуры и ФСБ, после чего её, возможно, выведут из подчинения МВД и она станет полностью самостоятельной структурой. Возможно, ФСР, как и её американский аналог — ФБР, подчинят напрямую президенту.

Федеральная гвардия будет сформирована на базе внутренних войск МВД. Займётся она привычным делом — противостоянием незаконным вооружённым формированиям, изъятием у населения незаконно хранящегося оружия, пресечением массовых беспорядков. При необходимости гвардейцев могут бросить на оказание помощи пограничникам или подразделениям МЧС. Тем же самым, кстати, занимается и Национальная гвардия США.

Конечно, заманчиво брать пример с голливудских боевиков. Вот только, увы, даже учреждение на просторах России выборной должности шерифа не превратит наших «ментов» в неподкупных американских копов, жалующихся на безденежье при зарплате в $40—45 тысяч в год. В самом деле, проблему наведения порядка в одной из самых запущенных сфер государства сменой вывески не решить. Пример с ГАИ-ГИБДД у всех перед глазами.

Источник: «Версия»

"СЕКРЕТИНФО"

*