На создание сверхтяжелой ракеты-носителя, при помощи которой будут осуществляться полеты на Луну, потребуется около 15 лет, заявил генеральный директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) Геннадий Райкунов.

Космическая ракета Н1 (СССР)

«Такие ракеты сегодня разрабатываются на базе задела, который получен по ракете-носителю «Ангара-5», – это «Амур» и «Енисей». Где-то к 2028 году они должны быть готовы, чтобы осуществлять запуски тяжелых объектов, в том числе для полетов на Луну», – сказал Райкунов в интервью «Российской газете», которое будет опубликовано в пятницу, передает «Интерфакс».

Отвечая на вопрос, будет ли использован задел по созданной ранее в нашей стране самой мощной в мире ракете «Энергия», способной нести 100 тонн, Райкунов сказал: «Такие предложения звучат. Но это не так просто. Надо применять совершенно другие принципы конструирования, другие двигатели, другие системы управления, другие диаметры топливных баков. Работа фундаментальная».

По словам Райкунова, новую сверхтяжелую ракету планируется запускать с космодрома Восточный.

«Для космодрома Восточный она прежде всего и предназначена. Там после 2020 года планируется создать пусковые установки для ракеты-носителя тяжелого класса, а после 2028 года уже пускать с полезной нагрузкой», – сказал он.

Райкунов также обратился к теме эксплуатации Международной космической станции, сообщив, что работа на МКС продолжится как минимум до 2020 года.

«Станция пролетает до 2020 года и, не исключено, дольше. Сейчас и у нас, и у американцев идет работа по продлению ресурсов самых первых модулей: их сроки истекают в 2013-2015 годах. Но особых проблем, думаю, не будет», — сказал Райкунов.

Он напомнил, что это восьмая для России пилотируемая станция.

«Мы прекрасно освоились на высотах 350-400 км. Я уверен, что после МКС появятся новые задачи: будет создаваться космическая инфраструктура для освоения Луны и полетов к дальним планетам. Будут строиться маленькие станции со сменяемыми специализированными модулями. В том числе «станции техобслуживания», на которых будут располагаться модули ЗИП и необходимая диагностическая аппаратура. Потребуются межорбитальные буксиры, роботехнические системы и т.д.», — сказал Райкунов.

Он не согласился с мнением тех, кто утверждает, что Россия безнадежно отстала от американцев в разработке нового пилотируемого корабля.

«Да, отстала, но небезнадежно. Пилотируемый корабль сам по себе — это еще не решение проблемы. Мы настаиваем: должна разрабатываться именно перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС), включающая в себя как тяжелый носитель, так и различные пилотируемые комплексы. Не только для полетов к МКС, но и для полетов на Луну и Марс», — сказал Райкунов.

По его словам, ни у американцев, ни у европейцев ППТС еще нет. Хотя те же американцы продвинулись далеко.

«Я недавно был в центре им. Джонсона в Хьюстоне и видел макеты таких объектов – «Орион» и «Альтаир». До летных испытаний еще не дошло. Поэтому если мы грамотно организуем работу по всей системе, а не только по одному кораблю, то есть шанс пусть и не догнать американцев, но значительно приблизиться и пойти уже в ногу. Эта работа поручена РКК «Энергия», по техническому проекту у них срок — декабрь этого года», — сказал он.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в сентябре Российское федеральное космическое агентство разместило госзаказ, из которого следует, что Центр имени Хруничева может заняться созданием ракеты-носителя тяжелого класса для полетов на Луну. Соответствующий госконтракт оценивался в 10 млн рублей.

Между тем в августе источник в ракетно-космической отрасли заявил, что российские специалисты приступили к разработке корабля для полетов на Луну, однако планы по осуществлению запусков к спутнику Земли могут не воплотиться в жизнь, поскольку в стране нет и не просматривается перспектив создания соответствующей ракеты-носителя.

Права на данный материал принадлежат Деловая газета «Взгляд».

Материал был размещен в открытом доступе на Военный паритет.

ВПК.name ссылка на статью

***