Разрушительный эффект сильнейшего за 50 лет наводнения в Бангкоке усилили бесконтрольная урбанизация и стихийная застройка городских окраин, заявил РИА Новости во вторник депутат парламента Таиланда от правящей партии, член временной парламентской комиссии по борьбе с наводнением доктор Нитипум Наваратна, закончивший в 1997 году аспирантуру МГУ по специальности «история».

Он пояснил, что Бангкок, всегда являвшийся достаточно большим городом, в последнее тридцать лет рос быстро и почти бесконтрольно.

«Строительный бум восьмидесятых — девяностых годов XX века окончательно превратил Бангкок в современный, но очень хаотично застроенный мегаполис. Даже в начале девяностых в районах, которые сейчас уже и окраинами не считаются, можно было встретить огромные пустыри, на которых все еще выращивали рис. Сейчас они полностью застроены. Застроены и дальние западные и восточные окраины города, которые до строительного бума ежегодно заливались водой и служили водоотводами для столицы — через них вода стекала в Сиамский залив», — сказал политик.

В результате путь скопившейся за северными окраинами города воды, которая стекла из более высоких относительно Бангкока северных и центральных провинций, лежит через те самые старые водоотводы, на месте которых в последние годы выросли коттеджные поселки бангкокского среднего класса. Каждый такой поселок имеет свою систему водоотвода, никак не связанную ни с системами соседних поселков, ни с общегородской системой каналов и дренажей.

«Собственные водозащитные сооружения этих поселков хороши для удаления воды после обычных сильных ливней. Но переработать массу воды, стекшей с севера к Бангкоку после двух месяцев дождей, принесших тройную норму осадков, они не в состоянии», — заявил депутат.

По его словам, наводнение 2011 года полностью перекроит риэлторскую карту Бангкока.

«Самые престижные в последние десять лет коттеджные поселки пригородов покрыты водой. До половины залиты дома, стоившие своим владельцам от 300 тысяч до миллиона долларов, не говоря уже о менее дорогих поселках, расположенных в тех же районах», — сообщил депутат.

«Я тоже пострадал от наводнения. Мой дом в восточном пригороде Лат Крабанг больше двух недель был затоплен на полтора метра. Вода ушла только вчера. Вот если бы вместо дома по европейскому проекту я построил традиционный тайский дом на сваях, и купил лодку, я бы не считал себя пострадавшим. Я помню большое наводнение, чуть меньше этого, в 1983 году, мне тогда было 23 года. В университете Рамкхамхенг, в одном из нынешних центральных районов, было по колено воды в течение почти трех месяцев. И ничего — шли занятия, и никто не думал сбегать из города из-за наводнения», — сказал Наваратна.

Депутат также отметил, что в этом году никто в Таиланде не ожидал таких обильных дождей.

«Обычно в мае — июне уже начинается спуск воды из гигантских ирригационных водохранилищ, построенных на севере, северо-востоке и северо-западе страны по проектам и под руководством Его Величества короля Пхумипхона Адульядета. Плотины, которыми созданы эти водохранилища, строились начиная с 50-х годов прошлого века. Они позволили во много раз увеличить производительность рисоводства в Таиланде, который сейчас занимает первое место в мире по производству и экспорту риса», — рассказал политик.

«В этом году правительство, еще предыдущее, которое возглавляла нынешняя парламентская оппозиция, решило «придержать» воду в резервуарах, опасаясь, что из-за недостаточного количества дождей поля нечем будет поливать в сезон высадки риса. И действительно — в мае и июне было мало дождей. Никто не мог предполагать, что в июле на нас подряд обрушатся два урагана и принесут дождей в три раза больше сезонной нормы. В водохранилищах скопилось столько воды, что она начала выплескиваться наружу, и пришлось открывать шлюзы и сливать ее оттуда в реки в тот момент, когда еще вовсю шли дожди и постоянно добавляли огромные количества воды и в водохранилища, и в реки. Так и образовалась водяная масса, вызвавшая наводнение», — сказал он.

«В начале июля были выборы. Победила партия «Пхыа Тхаи» («Для Таиланда»), в которой состою и я. До выборов эта партия была в оппозиции. Июль, когда началось наводнение, был тем самым месяцем, в течение которого старое правительство передавало власть новому», — рассказал Наваратна.

«Конечно, я предвижу в ближайшем будущем, после наводнения, взаимные упреки и обвинения в парламенте по поводу того, как старое и новое правительство справлялись с наводнением. Это неизбежно в политике. Однако, по-моему, главное здесь помнить, что наводнение — это сила природы, политикам неподвластная, но при этом очень хорошо знакомая населению Таиланда», — сказал депутат.

Он отметил, что исторически ежегодное наводнение в сезон дождей было частью нормальной жизни тайского народа.

«Тайцы привыкли жить на воде, вода кругом в сезон дождей — это было совершенно нормально еще 30 лет назад. В истории Таиланда человек и вода совершенно неразделимы: ежегодный цикл засуха — наводнение это часть нашей жизни», — сказал агентству политик.

Депутат напомнил, что города королевства Сиам (ныне Таиланд) иностранцы всегда сравнивали с Венецией, так как в сиамских городах вместо улиц были каналы и люди передвигались по городу на лодках.

«Сейчас в Бангкоке больше половины каналов засыпано, на их месте асфальтовые дороги, а плавучий рынок — экзотика для туристов. Но еще сравнительно недавно в сезон дождей во многих местах в стране других, не плавучих, рынков просто не было. Ведь и сейчас есть провинции в центральном Таиланде, где шесть месяцев в году стоит вода, а другие шесть месяцев — засуха. Там лодка в семье — не менее необходимое транспортное средство, чем пикап и мотоцикл», — сказал Наваратна.

«Традиционный тайский дом не зря строился на сваях. В сухой сезон дом «начинался» у самой земли — первый этаж, без стен и окон, открытый всем ветрам, давал днем прохладу. Здесь ели, отдыхали, это была своеобразная гостиная. Наверху, в самом доме, только спали. А в сезон дождей, когда вода поднималась, жизненное пространство дома ограничивалось верхним этажом, и к его крыльцу приставали лодки. Если заливало не очень сильно, тогда внизу, стоя в воде, сезон дождей пережидали «водные» буйволы — основная тягловая сила в семейном хозяйстве», — рассказал депутат.

«Наводнение в Таиланде — это как мороз зимой в России. Бывает каждый год, иногда сильнее, иногда слабее. За четыре месяца в нашей стране погибли от наводнения и схода селевых потоков более 380 человек. Каждая безвременная смерть — это трагедия, и мы скорбим о погибших. Но есть и статистика. В 65-миллионном Таиланде от наводнения погибли 380 человек. В морозную зиму 2010 года на Украине, население которой около 46 миллионов, замерзли насмерть более 240 человек. Это страшно, но это — сопоставимые цифры. Просто, при всей нашей нынешней технике и электронике, природа часто оказывается сильнее нас, и это надо просто понимать и принимать», — подытожил собеседник агентства.

РИА Новости

*