«Это кусочек России, через который сотрудники «Лукойла» могут ввезти и вывезти все что захотят». В Бургасе рассказывают десятки историй о сговоре «Лукойла» с государственными службами.

Бургас — один из основных наблюдательных пунктов на восточной границе Евросоюза и Шенгенского пространства, к которому Болгария надеется присоединиться в будущем году. Но, несмотря на щедрое финансирование из Брюсселя и сверхсовременное оборудование из Германии, надежность этого форпоста ЕС вызывает сомнения, указывает L»Express. «Если завтра болгарские границы станут границами Евросоюза, я буду спать спокойно», — цитирует издание одного из первых посетителей пограничного центра, докладчика Европарламента Карлоса Коэльо. «Однако эту уверенность разделяют не все. Начиная с лета 2010 года Франция, Германия и особенно Нидерланды украдкой задаются вопросом о порядочности местных чиновников и опасаются их возможного сговора с организованной преступностью», — констатирует корреспондент Александр Леви.

«Болгария в Шенгене? Это все равно что пригласить в Россию в европейское пространство», — считает независимый журналист из Бургаса Ассен Йорданов, расследующий случаи коррупции. В доказательство он напоминает, что Бургас — вотчина российской нефтяной компании «Лукойл», которой с 1999 года принадлежит единственный в Болгарии нефтеперерабатывающий завод и нефтяной терминал. «Это кусочек России, через который сотрудники «Лукойла» могут ввезти и вывезти все что захотят под самым носом у полицейских, как бы хорошо они ни были экипированы», — подчеркивает Йорданов. Офицер наблюдательного центра Стоян Касабов подтверждает: «Терминал «Лукойла» не в нашей компетенции, а в компетенции таможни».

Терминал «Лукойла», занимающий территорию площадью 37 тыс. кв.м, окружен двойным забором с колючей проволокой, рассказывает журналист. Объект охраняют вооруженные сотрудники двух частных охранных агентств — российского «Лукома» и болгарского «Ипон». Многие подозревают, что такие драконовские меры безопасности призваны скрыть какую-то неблаговидную деятельность, отмечает издание. Что касается таможни, то бывший сотрудник компании, просивший любой ценой сохранить его анонимность, признался, что «один чиновник, всегда один и тот же, действительно приезжал время от времени, но недавно эта должность была ликвидирована».

По словам эксперта в области незаконной торговли Тихомира Безлова, существует «болгарское ноу-хау» в сфере контрабанды топлива, корнями уходящее во времена нефтяного эмбарго в отношении Югославии Милошевича. «Тогда были созданы каналы, некоторые из которых функционируют до сих пор», — цитирует Безлова издание. По неофициальным данным, речь идет о сотнях миллионов евро, ежегодно ускользающих из госбюджета в форме НДС, таможенных пошлин и различных налогов.

После прихода к власти в июле 2009 года правительство Бойко Борисова инициировало операции против деятелей теневого бизнеса. Представители «Лукойла» в Болгарии первыми приветствовали эти акции, заявляя о своей заинтересованности в прекращении контрабанды нефти, но 14 октября 2009 года нововведения коснулись и терминала самого «Лукойла», на котором была начата проверка, «первая с момента прихода российской компании в 1999 году», подчеркивает директор болгарской таможни Вано Танов. После полуторагодовой проверки 27 июля было вынесено постановление об отзыве лицензии у компании «Лукойл» и немедленном закрытии нефтеперерабатывающего завода. Согласно докладу, «Лукойл» так и не установил приборы учета топлива, пишет газета.

За время длительного расследования с генералом Тановым происходили странные вещи: в отношении него было начато расследование в связи с коррупцией, его телефон прослушивался, за его сыном следили, происходили постоянные утечки информации о проверке терминала в прессу, сообщает издание. Сам генерал неоднократно сообщал в министерство финансов о «политическом покровительстве», которым пользуются некоторые каналы контрабанды, но никаких результатов не добился.

«Даже сегодня многие вопросы о благосклонности, которой пользовалась компания в Болгарии, и о ее истинном влиянии на политику страны остаются без ответа. В Бургасе рассказывают десятки историй о сговоре «Лукойла» с государственными службами. О высокопоставленных полицейских, назначаемых начальниками службы безопасности «Лукойла», и наоборот: о бывших сотрудниках спецслужб, становившихся сотрудниками компании; о политиках, журналистах, пиарщиках, работавших на «Лукойл», — пишет газета.

Премьер-министр Бойко Борисов признал, что 25 лет дружит с главой компании «Лукойл-Болгария» Валентином Златевым. А охранное агентство, обеспечивающее безопасность объектов «Лукойла» в Болгарии, «Ипон», было основано в 1990-е годы нынешним премьер-министром, выходцем из МВД. «Это, несомненно, объясняет, почему спустя три дня после постановления таможни и закрытия НПЗ в Бургасе административный суд Софии внезапно вынес решение о продолжении деятельности компании на том основании, что ее закрытие повлечет за собой «серьезный и неподдающийся исправлению ущерб». Танов пригрозил подать апелляцию, но в августе вдруг замолчал. Было очевидно, что члены правительства Борисова почувствовали облегчение. Ведь болгарская экономика напрямую зависит от поставок «Лукойла»: по данным министерства финансов, НПЗ в Бургасе покрывает 40% потребностей страны в топливе. Но крест на надеждах противников российского гиганта поставил визит американского посла в Софии Джеймса Уорлика в офис компании в конце августа. Дипломат, постоянно выступающий за «диверсификацию» источников энергоснабжения Болгарии, почти полностью зависящей от Москвы, расхвалил «надежность» и «серьезность» «Лукойла». По мнению наблюдателей, таким образом он хотел напомнить, что у этой компании есть множество акционеров по ту сторону Атлантики», — отмечает Леви.

Вызовет ли это дело, не заинтересовавшее Европу, хоть какой-то отклик в США? В дипломатической телеграмме от 7 июля 2005 года, опубликованной WikiLeaks, американский посол в Софии с 2002 по 2005 год. Джеймс Пардью характеризовал главу «Лукойл-Болгария» как человека, тесно связанного с российскими спецслужбами и даже преступным миром. В 2006 году другой американский посол, Джон Байерли, выражал обеспокоенность в связи с влиянием, которое, по всей видимости, оказывает на премьер-министра Болгарии Валентин Златев: «Его лояльность и уязвимость по отношению к Златеву играют решающую роль в процессе принятия решений Бойко Борисовым», — цитирует Байерли издание.

Источник: L»Express

23 сентября 2011 г. | 13:56

Александр Леви | L»Express

InoPressa.ru ссылка на статью

***