Российские политологи дали оценку скандалу в «Правом деле». После того как Прохоров открыто обвинил администрацию президента в «рейдерском захвате» «Правого дела», 15 сентября в Москве прошли два параллельных съезда партии.

По мнению политолога Станислава Белковского, президент России разочаровался в Михаиле Прохорове настолько, что поручил Владиславу Суркову его ликвидировать// © РИА Новости. Михаил Климентьев

Один съезд, под руководством Андрея Богданова, принял решение о смещении с поста председателя партии Михаила Прохорова. На другом съезде, где председательствовал Прохоров, он сам заявил, что не будет участвовать в выборах и призвал своих сторонников выйти из «этой кукольной прокремлевской партии». «МН» опросил политологов, как они оценивают конфликт кремлевских чиновников с теперь уже экс-лидером партии «Правое дело».

Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:

Спектаклем это назвать нельзя, потому что никакой тайной интриги, никакого подвоха здесь нет: Медведев разочаровался в Прохорове и поручил Суркову его убрать. Это не спектакль, а обычная спецоперация в кремлевском стиле. Кремль и Прохоров по-разному понимали смысл договоренностей, достигнутых между ними. Кремль считал, что Прохоров должен только изображать независимого политика и автономного лидера партии и при этом выполнять все кремлевские указания. Власть рассчитывала, что Прохоров будет работать с либеральным электоратом, чего тот делать не стал, и что он учтет все кадровые пожелания Кремля, в том числе по списку «Правого дела». Транслируя иллюзию политической борьбы по центральным телеканалам, Кремль хочет поднять интерес избирателя к выборам и, соответственно, повысить их легитимность. Кремль проиграть не может, потому что он полностью контролирует политическую систему. На примере Прохорова доказано, что каждый, кто отклоняется, хотя бы минимально, от контракта с Кремлем, немедленно увольняется из этой политической системы.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

Этот конфликт выгоден почти всем, кроме Суркова. Администрация президента понесла репутационные издержки, так как совершила ряд тактических ошибок. Когда ты приглашаешь серьезного человека во главу несерьезной партии, а «Правое дело» было несерьезной партией до прихода Прохорова, то нельзя тут же говорить: «Знаешь, мы подумали, что Ройзман не должен входить в списки». Это уже несерьезно. Так можно говорить с Богдановым, с Дунаевым, но так нельзя говорить с Прохоровым. Есть разные уровни людей: человек типа Богданова не может указывать Прохорову.

Может быть договоренность семей, что их дети поженятся, но это не дает права семьям заходить в спальню в любое время дня и ночи. Администрация чрезмерно часто «навещала спальню» с фонариком. Другая ошибка со стороны администрации – это утечки информации в прессу, где неназванные сотрудники администрации описывали переговоры с Прохоровым. До сих пор политикой администрации было не давать никаких комментариев по наличию или отсутствию таких консультаций. Конечно, такие консультации ведутся, но о них не говорят. И Прохорова это, конечно, разозлило.

Подробнее: Московские Новости

Московские Новости

***