Режиссер Николай Досталь взялся за тему, которая и по сей день хранит немало «белых пятен», — история Руси XVII века, реформы патриарха Никона и судьбы старообрядчества.

Кадр из телесериала «Раскол». Валерий Гришко в роли Патриарха Никона

Двадцатисерийный фильм Николая Досталя – первая за многие годы попытка вернуться на столетия назад, в неспокойное время правления Тишайшего царя. Раскол в лоне церкви становится расколом между государством и народом, священнослужителями и прихожанами, делит русских людей на никониан и староверов. Переворачивает историю огромной страны.

«Для меня это, пожалуй, самая сложная и трудоемкая работа в моей фильмографии. Потому что XVII век я так глубоко не изучал. Была война, 1930 годы, сороковые», — признается Николай Досталь.

XVII век потребовал не стилизации, а исторической достоверности. Сценарист Михаил Кураев и режиссер Николай Досталь изучали гравюры, летописи, труды известных историков. Убранство Грановитой палаты, царских покоев, Патриаршего дворца художник Павел Пархоменко воссоздал в павильонах «Мосфильма». А вот исчезнувший город Пустозёрск пришлось строить заново – на берегу Кандалакшского залива. В пригороде Ростова Великого за время съемок выросло целое старообрядческое поселение.

«Прекрасно, что телеканал «Культура» в целом и сам многосерийный фильм, в частности, обращаются к этому событию. И для меня как для историка даже не важно, как это эстетически сделано – прекрасно или не прекрасно, для меня важен сам факт обращения, напоминание нам о наших исторических событиях, такая реанимация исторических персонажей», — говорит академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам Юрий Пивоваров.

Великие люди, незаслуженно забытые, потерявшиеся на страницах нашей истории, оживают в картине Николая Досталя, чтобы рассказать свою правду о далеком, темном времени. Режиссер специально не приглашал на главные роли известных артистов, знакомые лица – только в эпизодах. После долгих и масштабных кастингов ставка была сделана на талантливых театральных артистов: Валерия Гришко, Дмитрия Тихонова, Юлию Мельникову. В роли протопопа Аввакума – Александр Коротков.

«Я начал понимать, почему для этого человека было так важно. Почему за «аз единый» «живот бы положил», и положил в итоге – то есть с жизнью расстался. И почему для него было важно слагать персты, то есть пальцы, именно так, а не иначе», — объясняет актер, исполнитель роли протопопа Аввакума Александр Коротков.

Старообрядцы: миллионы русских людей, на столетия забытые историей, но бережно хранившие свою культуру, знания и веру. К чему привел раскол, и слышим ли мы эхо тех далеких дней?

«Триста лет мы наступаем на те же самые грабли. Все, что было в XVII веке, очень многое, к сожалению, все, что было негативного, сохранилось и сейчас. Фильм очень современный, и какие-то ситуации считываются просто очень явно с XVII века. И мне кажется, что картина очень нужна сегодняшнему зрителю», — уверен Николай Досталь.

Несмотря на свое название, «Раскол» создавался с одной целью – объединить россиян в осмыслении своего прошлого и помочь извлечь из него полезные уроки.

Итак, с понедельника, в 21:25, на канале двадцатисерийный фильм «Раскол».

Телеканал Культура ссылка на статью

***