В рамках программы обновления московского Парка Горького там вновь появилась «слишком сексуальная для Сталина» девушка с веслом. Выполненную из полимербетона уменьшенную копию скульптуры установили на набережной около Андреевского моста.

В рамках программы обновления московского Парка Горького там вновь появилась «слишком сексуальная для Сталина» девушка с веслом. Выполненную из полимербетона уменьшенную копию скульптуры установили не в центральном фонтане, где она располагалась изначально, а на набережной около Андреевского моста, сообщает The Wall Street Journal.

Ричард Будро напоминает историю статуи: «передовой в своей смелости» монумент изваял в 1934 году фаворит советского диктатора скульптор Иван Шадр. Это была «дань восхищения красоте и советской атлетичности». Однако «вскоре сталинские головорезы передумали», и девушку выслали в Луганск (Украина). В местном городском парке она простояла до 1937 года, после чего бесследно исчезла, замененная «еще чьей-то скульптурой девушки с веслом в купальном костюме». Для московского парка Шадр создал «менее чувственную версию, тоже обнаженную, но в большей степени отвечающую канонам соцреализма». Появление второго авторского экземпляра историк искусства и куратор Екатерина Деготь прокомментировала следующим образом: «Нагота должна была быть «со вкусом». Сексуальность не допускалась, считалась вульгарной». В 1941 году скульптуру взорвали немцы. В том же году умер от болезни и сам Шадр, а послужившую моделью Веру Волошину казнили захватчики.

Еще с конца 1930-х и вплоть до 1980-х годов в парках по всему СССР можно было видеть вариации на тему работы Шадра: «Каждый маленький начальник в каждом маленьком провинциальном городке хотел иметь собственную «Девушку с веслом», — говорит заведующая отделом скульптуры XX — начала XXI века Государственной Третьяковской галереи Людмила Марц. Правда, со временем «восторжествовал новый стандарт», и малоизвестные подражатели, «не желая дразнить цензоров», стали «одевать» девушек в купальники или спортивные костюмы. Поиски первой оригинальной статуи пока остаются безрезультатными. Их ведут Татьяна Шеремет, дочь главного архитектора Луганска в 1930-е годы, и исполнительный директор Ассоциации любителей гребного спорта Юлия Аникеева, сделавшая монумент символом своей организации.

По инициативе Аникеевой в запасниках Третьяковской галереи весной прошлого года отыскали подлинную скульптуру, в 1950-х отлитую в бронзе по гипсовой модели, которая была создана самим Шадром. С нее и сделали копию, которая теперь появилась в Парке Горького. «Она очень красивая, — говорит Аникеева. — Принижать наше прошлое, наши победы, было бы деструктивно. Но мы хотим показать, что мы теперь живем в другой стране. Идея, что она должна быть одетой, — вот где изменения». Расставание с устаревшими устоями было подкреплено фотосессией с участием «семи длинноногих российских актрис и других знаменитостей». Все они «в разных позах» снялись с веслом. «Это вульгарно. Мне грустно за Шадра», — сказала на это Марц.

Инициативу по восстановлению скульптуры Будро считает «частью охватившей Россию волны ностальгии по иконам советской культуры», а само это явление связывает с поисками «символов и идентичности». То, что поиски ведутся именно в этом направлении, связано, по мнению автора, с «внутриполитическими трудностями и упадком внешнеполитической мощи после распада СССР… Сегодня россияне поют слегка перелицованный советский государственный гимн, смотрят телеканалы, по которым показывают исключительно советский контент, ходят в рестораны и бары, оформленные под советский шик. Над Кремлем по вечерам по-прежнему зажигаются красные звезды, и почти в любом городе есть статуя Ленина».

Источник: The Wall Street Journal

2 сентября 2011 г. | 15:09

Ричард Будро | The Wall Street Journal

InoPressa.ru ссылка на статью

*