Вячеслав Полунин — клоун, который выбирает
Клоунада может быть классической. Но может ли быть клоунской музыка? Или профессиональные клоун и музыкант смогут обеспечить гармонию двум, казалось бы, несовместимым понятиям – клоунаде и классическое музыке?
Наверное, гениям это удастся, и к чародейству известного на весь мир клоуна Вячеслава Полунина добавится исполнительское мастерство знаменитого скрипача Гидона Кремера, чей оркестр Kremerata Baltica в скором времени выступит в Израиле вместе с труппой Полунина.
Снежный шар – знаменитое Snow show Полунина вот уже более двух десятилетий с успехом перелетает через границы стран и континентов. И это интервью было записано по другую сторону экватора, на находящемся во французском владении острове Реюньоне, расположенном в Индийском океане, рядом с Мадагаскаром. Тамошние зрители впервые увидели Snow show…
— Слава, а вдруг союз непреходящей, серьезной классики и совсем не серьезной клоунады не оценят?
— Оценивать можно лишь то, что появилось на свет. Пока же наша работа с Гидоном Кремером – это наметки, пробы, репетиции. Я уверен, этот союз будет успешным. Не только для нас с Kremerata Baltica, но и для зрителей. И израильтяне будут первыми, кто сможет это оценить.
— И, возможно, еще не видя, упрекнуть – мол, клоун замахнулся на святое искусство?
— Я спокойно отношусь к такого рода упрекам. Идея понравилась не только мне. А у зрителя всегда есть выбор: нравится работа – зритель приходит на представление, нет – человека нет в зале.
— Но ведь клоунада, вроде бы, по своей сути, призвана смешить, а не заставлять задумываться…
— Так, чаще всего, считают критики. Но и они не едины в своих оценках. Клоунада вовсе не призвана вызывать у зрителя животный смех, хороший клоун сможет и слезы заставить пролиться, позволить зрителю задуматься над прошлым и настоящим. Разнообразие мнений и оценок критиков – своего рода плюс, ведь критик – тот же зритель, которому новое может быть по душе, даже если оно идет вразрез с существующими канонами.
— В XXI веке у клоунады есть каноны?!
— Как-то так сложилось, что в последние полвека клоунада стала относиться к разряду развлечений для детей, и многие мои коллеги не стали развивать этот вид искусства, а начали копировать его старые образцы – говорили старым языком на старые темы. И это при том, что развитие тех же детей в XVIII веке и сегодня существенно отличается!
— Клоунада – это смешить или высмеивать?
— Это выбор клоуна: один предпочитает быть шутом, другой – разить сатирой. У каждого своя дорога. Кто я? Я – романтик.
— Есть русский балет и русский театр, русская литература и русское кино. А русская клоунада?
— Если говорить о наших днях, то последствия железного занавеса дают о себе знать: российскую клоунаду воспринимают в Европе и Новом свете все еще исключительно в привязке к образу Олега Попова. Но все больше и больше узнают другую, более современную школу. Да, некий славянский дух, славянская душа в мировой клоунаде присутствуют. В образе расхристанного человечка-клоуна, умеющего открыть свою душу зрителям так, что они сопереживают всему, что происходит с ним. Такого другие клоуны нигде в мире не умеют.
— А, быть может, достаточно лишь привычной атрибутики – парика, гуттаперчевого красного носа?
— Эта атрибутика менялась: то привычно клоунскими были широкие штаны, то чаплинские котелок и тросточка. Это все детали, не рисующие, а завершающие образ. Главное в клоуне – не его костюм, а то, что и как он делает.
— Почему клоунада не потеряла поклонников в век Интернета? Певцы и актеры жалуются на то, что у них стало гораздо меньше зрителей, поскольку основная часть людей спокойно слушает концерты и смотрит кинофильмы, скачивая их из всемирной паутины.
— Но все же театры и концертные площадки не закрылись. Ни сейчас, ни в эпоху расцвета телевидения. Хотя все чуть ли не в один голос предвещали скорый конец и театрам, и кинозалам. Прямой контакт актера со зрителем, находящимся в зале, — это совсем другой вид коммуникации. Причем для обеих сторон. Никакой Интернет, никакой другой вид связи, не предусматривающий такой вот контакт, не смогут обеспечить главного – эффекта сопереживания и единой чувственной атмосферы, за которыми клоун выходит на арену или сцену, а зрители приходят на представление.
— Кто был инициатором дуэта Полунин-Кремер? Он возник спонтанно или долго готовился?
— Мысль витала в воздухе давно, и мы считали ее из эфира с Гидоном практически одновременно: мне давно хотелось сделать шоу на основе классической музыки, а Кремеру попробовать с чем-то, не ассоциирующимся с классикой. Гидон позвонил мне, и мы начали интенсивно работать.
— Успех делить будет несложно? Не будете еще и делить зрителей – одни пришли на Кремера, а другие на Полунина…
— Мы с Гидоном – люди щедрые, делить аплодисменты и благодарные отзывы нам не придется. Будь я эгоистом, то вряд ли бы устраивал фестивали, в которых принимают участие известные и пока еще не очень артисты и музыканты; вряд ли точно так же поступал бы, относись он ревностно только к своей славе, и Кремер.
— На клоуна можно выучиться или это дар божий?
— Большие вершины покоряются лишь талантам. Хотя, зрители, побывавшие на наших представлениях, говорят, что, увидев их несколько раз, начинают открывать в себе клоунские способности и чувствовать себя более свободно и открыто.
Алексей Осипов
*