У нынешнего мятежа нет ни расовой, ни политической составляющей. В чем же состоит мотивация мародеров? Сведения об участниках беспорядков не укладываются в представление о «низших слоях общества». Среди других версий — консюмеризм и безотцовщина.

Весь мир шокирован новостями о беспорядках в ряде городов Великобритании. Об их причинах в статье для The Washington Post размышляет колумнист The Guardian Джонатан Фридланд.

Настроение, в котором пребывают сегодня британцы, автор описывает как «смесь гнева, страха и недоумения». «Не то чтобы мы были непривычны к беспорядкам», — поясняет он. В сравнении с бунтом 1981 года, ядром которого стал Брикстон, в нынешних событиях нет четкой линии фронта: тогда лейтмотивом было противостояние черных районов Лондона полиции, которой «приписывалась расовая предвзятость»; сейчас же, хотя все началось с убийства полицейскими чернокожего, этот расовый компонент выветрился.

По-видимому, у нынешнего мятежа также отсутствует политическое измерение: бунтовщики избегают встреч с полицией (не то что тридцать лет назад), да и главный удар пришелся не на полицейские участки, а на магазины: «Одного мародера застали за примеркой нескольких пар обуви — он хотел убедиться, что украл нужный размер». Изменились и методы: используются технологии мгновенного обмена сообщениями, отвлекающие маневры.

«Среди обломков и разрушений крайне важен один вопрос: зачем?» — продолжает Фридланд. Хотя «тех, кто пытается понять мотивацию мародеров, тут же обвинили в попытке оправдать их действия», некоторые предположения все же были высказаны, и одной из первых назвали бедность. Однако вскоре появились данные о подозреваемых, среди которых несколько людей с университетским образованием, новобранец и специалист по социальной поддержке проблемной молодежи, что не укладывается в представление о «низших слоях общества».

Среди других версий — консюмеризм с его поощрением жадности, безотцовщина, а также правительственная программа экономии, из-за которой финансирование работы с молодежью, например, в Тоттенхэме было урезано на 75%. Последний вариант представляется Фридланду «наиболее спорным», но он все же призывает Америку, которой также предстоит сокращение расходов, учесть этот опыт.

Источник: The Washington Post

12 августа 2011 г. | 15:41

Джонатан Фридланд | The Washington Post

InoPressa.ru ссылка на статью

***