Женщины, продвинутые в технологической сфере, — одна из реалий наших дней, но продавцы электроники по привычке обращаются с дамами как с дегенератами, утверждают эксперты.

Как было сказано на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе, давно пора понять, что, продавая цифровые камеры или MP3-плееры женщинам, с покупательницами следовало бы держаться поуважительне: в конце концов, именно в их руках чаще всего семейный бюджет. При этом только в Соединенных Штатах годовой оборот торговли подобными устройствами превышает 50 миллиардов долларов.

Женщины — это гигантский и не до конца еще понятый рынок домашней электроники, заявила Лора Хеллер, старший редактор торгового магазина «Ди-эс-эн ритэйлинг тудэй». «Мы очень многого не знаем об этом, — добавила она. — Как выбирают они технологичные товары, как чувствуют себя в мире технологий и — самое важное — как технологии влияют на их мироощущение».

Неуважительное отношение

В ходе исследования, проведенного организаторами выставки, социологи наблюдали за тем, как работники магазинов обращаются с потенциальными покупательницами.

Выяснилось, что больше всего дам раздражают беспомощные продавцы, которые нацелены только на то, чтобы всучить им товар. Многие при этом ощущают полную растерянность, хотя в целом не считают себя глупыми.

«Наши покупательницы ощащуют огромный недодстаток у-в-а-ж-е-н-и-я, — признает Дэйв Уильямс, вице-президент по исследованиям и анализу электронной сети Best Buy. — Чересчур настойчивые игнорируют их, приводят в замешательство. А если женщину не уважают, то вся работа торгового заведения отправляется коту под хвост».

Результаты исследования свидетельствуют: почти половина женщин отправляются за покупками с мужчинами — только потому, что считают: в таком случае с ними будут лучше обращаться.

Когда же они ходят по магазинам в одиночку, говорят дамы, продавцы нередко обращаются с ними как с тупицами. Особенно часто о таком отношении к себе говорят молодые женщины — от 18 до 24 лет, которые, по словам Лоры Хеллер, выросли вместе с технологиями, а потому особенно остро чувствуют дискриминацию.

Некоторые электронные компании уже осознали всю важность этой проблемы и активно занимаются поисками новых возможностей продажи своих товаров дамам таким образом, чтобы они не чувствовали себя униженными и оскорбленными.

Как говорит Денис Йон, маркетинговый эксперт Sony Electronics, молодые женщины не хотят, чтобы им объясняли азы, они желают знать все особенности каждого конкретного устройства.

Поэтому персонал следует специально обучать, говорит Йон. Продавцы, добавляет она, должны уметь отвечать на вопросы, но так, чтобы не «наезжать» на покупательниц.

Медленные перемены

Если отношение не поменяется, то производители и торговцы электроники могут столкнуться с многомиллионными потерями.

«В смысле отношения к женщинам потребительская электроника сейчас находится в той точке, в которой автомобильная промышленность была 20 лет назад», — говорит Катерина Ризуто, издатель журнала «Мэри Клэр».

Она рассказывает о своей 10-летней дочери, которая в новых технологиях чувствует себя как рыба в воде, и добавляет, что это и есть потребитель завтрашнего дня. «Пора с этим что-то делать, потому что речь идет о целом поколении», — говорит Ризуто.

В ходе исследования выяснилось: все, чего хотят женщины, отправляясь за покупками, — это большой выбор товаров, полезные и осведомленные продавцы и не забитые народом магазины.

Однако поменять отношение электронных сетей к прекрасному полу вряд ли удастся в мгновение ока. «Такое отношение в крови у этой сферы, — говорит Дэйв Уильямс. — И так сразу его не изменишь».

Алфред Хермида

Би-би-си, Лас-Вегас

Би-би-си

*