Мы миримся с тем, что нам всучивают несвежий товар в вакуумной упаковке, цена которого на кассе оказывается выше, чем было указано на ценнике, а продавец в киоске отказывается взять у нас мелочь, так как «хозяин запрещает». Между тем, чтобы защищать свои права, достаточно помнить несколько несложных правил.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Потребителем является любой гражданин, приобретающий товары или услуги для своих (своей семьи) личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В советские времена, в эпоху всеобщего дефицита, гражданам и в голову не приходило защищать какие-то там права. По два килограмма сахару в одни руки удалось урвать- и спасибо. Ботинки «выбросили» — покупаем, а примерять будем потом. Самой престижной специальностью считалась работа товароведа, на худой конец — продавца. Если в городе было всего три ресторана, то удачей считалось хотя бы попасть туда, а уж обслуживание хамоватыми официантами и вовсе не вызывало возмущения: люди не знали, что бывает по-другому. Впрочем, большинство граждан в ресторан попадали только один-два раза в жизни — на свадьбу или банкет в связи с защитой «докторской».

Разумеется, в таких условиях работникам советской торговли и сферы обслуживания не приходилось бороться за клиента: на их лицах застыло выражение «вас много, а я одна».

Однако ситуация, к счастью, изменилась. На смену дефициту пришло изобилие. Теперь главная забота для производителей — найти рынок сбыта для своих товаров и услуг. Конкуренция заставляет предпринимателей находить все новые пути для привлечения клиентов, повышать культуру обслуживания, качество товара.

Вместе с тем, как это ни удивительно, случаи нарушения прав потребителей отнюдь не являются чем-то экзотическим и в наше время.

К счастью, законодательство стоит на страже наших прав — только далеко не все граждане об этом знают. Иногда бороться за свои права мешает равнодушие, лень, нежелание тратить время или «связываться», а то и вовсе боязнь прослыть «скандалистом». Мы не станем тратить несколько минут на то, чтобы сделать запись в книге жалоб, а ведь каждая запись служит поводом для проверки работы предприятия органами госторгинспекции, роспотребнадзора, что в итоге ведет к повышению уровня обслуживания. А разве не к этому мы стремимся?

Мы миримся с тем, что нам всучивают несвежий товар в вакуумной упаковке, цена которого на кассе оказывается выше, чем было указано на ценнике, а продавец в киоске отказывается взять у нас мелочь, так как «хозяин запрещает». И только в тех случаях, когда речь идет о серьезных убытках (некачественный ремонт, неисправная техника, бракованная мебель), мы вспоминаем о своих правах. Однако организации, как правило, не желают терпеть убытки и делают все возможное, чтобы избежать ответственности. Отсюда хитро составленные договоры, убедительные речи юристов, призванные внушить Вам, что Вы «сами виноваты — надо было смотреть».

Между тем для того, чтобы защитить свои права, необходимо помнить несколько несложных правил:

1. Если Ваши права нарушили в магазине, кинотеатре, химчистке, офисе услуг связи и т.д.- требуйте книгу жалоб. Как правило, такая книга находится на информационном стенде. Изложите в Книге суть происшествия и обязательно укажите: «прошу сообщить мне письменно о принятых мерах». Имейте в виду, что Вам ОБЯЗАНЫ предоставить книгу жалоб, а также ручку или карандаш.

2. Если книгу жалоб Вам под каким-то предлогом не дают, доставайте телефон. Демонстративно звоните в милицию с таким текстом: «я хочу сообщить об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.8 Административного кодекса РФ — мне отказываются выдать книгу отзывов, жалоб и предложений». Мы полагаем, что книгу Вам немедленно выдадут, причем не забудьте отразить письменно это происшествие. Много времени все это не отнимет, а урок для предприятия будет хороший. Теперь книга будет лежать на видном месте, что обычно держит работников в тонусе.

3. Не бойтесь выглядеть «стервой» или «скандалистом». Если мы не будем бороться за свои права, кто же тогда будет с нами считаться? Своими действиями Вы поддержите здоровую конкуренцию, а это всегда ведет к улучшению качества товаров и обслуживания. Кроме того, не сопротивляясь злу, мы умножаем его.

4. Если Вы приобретаете дорогой товар или услугу — мебель, туристическую путевку, заказываете ремонт — прочтите внимательно договор. Обратите внимание на наименование и юридический адрес продавца: совпадают ли они с тем, что Вы видите на вывеске? Каковы сроки выполнения Вашего заказа? Предусмотрены ли штрафные санкции за нарушение срока? Можете ли Вы отказаться от договора? Достаточно ли для Вас информации, указанной в договоре, все ли Вам понятно? Ищите подводные камни.

5. Имейте в виду, что в договоре может содержаться условие, противоречащее закону. Например, договором может быть установлено, что при отказе от выполнения работы Вы обязаны заплатить штраф или Вам не будет возвращен аванс. Ваша подпись под таким договором не означает, что Вы не можете отстоять свои права в суде.

// Полина Кузнецова, Старший партнер юридической компании «Кобзев и партнеры»

Финам.инфо ссылка на статью

*