Согласно новому законопроекту, компании будут платить своим работникам за жару. В очередной раз на рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает сокращение рабочего дня в летнюю жару. Новый документ предполагает, что в случаях превышения температурной нормы, работник может по выбору требовать повышенную зарплату (не менее чем на 20%), либо работать по сокращенному графику.

Причем за неотработанные часы сокращенного дня ему будет выплачена сумма, равная 2/3 оклада. У многих простых обывателей возникает много сомнений — неужели такой закон будет действовать, и не будут ли хитрые работодатели заставлять сотрудников работать по «обычному графику»?

В действующей редакции Трудового Кодекса РФ не урегулирован вопрос о праве работников на сокращение рабочего дня при превышении температуры окружающей среды на рабочем месте. Однако в нашей стране действуют «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2. 4.548—96», где сказано: «При восьмичасовом рабочем дне температура воздуха в офисном помещении должна составлять 23-25°С в теплое время года и 22-24°С в холодное (при относительной влажности 40-60%). Отклонение от нормы разрешено лишь на 1-2°С. Допустимое колебание температуры во время рабочего дня — не больше 3-4 °С».

Итак, вы обязаны отсидеть на работе все положенные 8 часов, только если в кабинете не больше 28°С. С каждым лишним градусом вы сокращаете свой рабочий день на час: 29°С — 6 часов, 30°С — 5 и далее по убывающей. А когда жара в кабинете достигнет 32,5°С, вы имеете законное право удалиться уже через час.

События прошлого лета и жаркие дни 2011 показали, что уровень несчастных случаев на производстве при работе в температурных условиях, превышающих допустимые нормы, резко вырос, да и каждый из нас почувствовал это на себе.

«Львиная доля» населения (в основном работники коммерческих организации) работает в условиях, далеких от установленных норм и требований, и ничего с этим поделать не может. Единственное, что работники могут предпринять — обратиться с устными просьбами к своему руководству и надеяться хотя бы на покупку вентилятора, не говоря уж о мечте всех изнывающих — кондиционере.

Возникает вопрос: почему же работники не требуют от работодателя выполнения вышеупомянутых санитарных норм? И не используют уже существующие и закрепленные за каждым в Трудовом кодексе РФ права на самозащиту или на защиту через государственный контроль (надзор) (ст. 352 ТК РФ)? И не требуют, по меньшей мере, обеспечения нормальных условий труда?

Причины такого безмолвия довольно просты: страх потерять работу, незнание своих прав, устойчивое мнение о безнаказанности работодателя и полном безразличии органов, призванных защитить трудовые отношения. Порой работодателю проще «договориться» с контролирующими органами в случае поступления редкой в настоящее время жалобы отчаявшегося работника.

Государство решило изменить такую ситуацию. Проектом ФЗ предлагается законодательно закрепить дополнительные к уже имеющимся гарантии, которые обяжут работодателей предпринимать усилия по созданию нормальных условий труда.

Надо отметить, что в Трудовом кодексе РФ в настоящее время отсутствует необходимый механизм реализации права работников на сокращение рабочего времени или в случаях, когда по условиям производства сокращение рабочего времени произвести невозможно.

Предлагаемые дополнительные гарантии рассматриваемого проекта соответствуют ст. 2 «Право на справедливые условия труда» и ст. 3 «Право на охрану и гигиену труда» Европейской социальной хартии, подписанной Российской Федерацией в Страсбурге 14 сентября 2000 г. и ратифицированной Госдумой в 2009 г. Именно эти документы являются ориентиром для дальнейшего проведения реформ в социальной сфере, создания дополнительных гарантий защиты социальных и экономических прав российских граждан.

Но возникает вопрос: неужели такой закон будет действовать? Существует мнение, что даже в случае принятия законопроекта, работодатели будут «мудрить» и заставлять работников работать по обычному графику.

Считаю, что предлагаемые поправки необходимы хотя бы потому, что устраняют существующие пробелы и закрепляют отсутствующие в действующей редакции механизмы.

Правда, предлагаемый законопроект необходимо изменить так, чтобы устранить возможность работодателя принуждать работника трудиться в нечеловеческих условиях. Для этого следует обязать вносить поправки в трудовой договор. Иными словами, работник должен в момент заключения трудового договора решить для себя, какой вариант — «сокращение рабочего времени» или «повышенная оплата труда», — его устраивает, а так же прописать в документе, как будет производиться учет «жаркого времени».

Для того, чтобы такой нужный закон оказался эффективным и действующим, надо менять механизм государственного контроля (надзора), вводить плановые проверки не по жалобе сотрудника, так как это чаще всего и останавливает работника. Придя в офис с плановой инспекцией, можно на месте измерить температуру рабочего помещения и понять ее соответствие установленному температурному режиму и по результатам предпринимать меры административного характера, «наказывать рублем». И чем чаще будут осуществляться такие «набеги», тем быстрее работодатель, умеющий мыслить экономически, приведет рабочие места в норму.

И напоследок хочется пожелать законотворцам учесть и тот факт, что помимо проблем, существующих на рабочих местах, надо помнить о проблемах по дороге на работу и домой — путь этот порой пролегает через подземный и надземный транспорт, где условия пребывания оставляют желать лучшего…

Финам.инфо ссылка на статью

***