В сентябре после шестилетнего перерыва вновь открывается московский Большой театр. За финальной стадией реконструкции наблюдал корреспондент Independent Шон Уолкер.

Первый театр на месте будущего Большого был создан в 1780 году Майклом Медоксом, английским канатоходцем, который в 1770-х «в поисках счастья» приехал в Россию. Здание неоднократно горело и перестраивалось. После наполеоновского нашествия его восстановил архитектор Осип Бове (от его творения до наших дней дошли лишь легендарные колонны). В последний раз театр реставрировали к коронации Александра II в 1856 году. По словам подрядчика Михаила Сидорова, в 1950-е пространство под зданием залили бетоном, из-за чего театр лишился уникальной акустики: «Это все равно что положить скрипку на стол и в таком положении пытаться на ней играть». Главный замысел нынешнего ремонта состоит в возвращении театра к состоянию на 1856 год.

Сейчас работы в здании ведутся в круглосуточном режиме, в них занято 4600 человек — строителей, художников, ювелиров и инженеров. В театре будут установлены лифты, пол в фойе покроют завезенной из Италии мозаикой. На отделку лож сусальным золотом истратят более 3 кг драгоценного металла. «Все это очень впечатляет, — пишет Уолкер, — но обновление Большого не обошлось без шероховатостей. Работа затянулась, бюджет был раздут. Инициировано расследование по поводу незаконного присвоения миллионов долларов. Между тем балетные и оперные труппы Большого втиснули в маленькие репетиционные залы и вынудили выступать на одной только Новой сцене, в аляповатой новомосковской постройке».

С Большим театром связан ряд важных политических событий в истории России. Одним из ярчайших Уолкер считает постановку оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», на которой присутствовал Сталин. Недавно политика вернулась на знаменитую сцену: в новом прочтении «Золотого петушка» Римского-Корсакова зрители увидели «не нуждающиеся в пояснениях аллюзии» на «прокремлевские молодежные движения и раздутые при Владимире Путине парады на День Победы».

«Известнейшая российская сцена с давних пор служит отражением событий в стране. Сейчас только и говорят о рассадке гостей на премьерном гала-концерте, который состоится незадолго до того, как будет решено, кто в следующем году будет избираться на место в Кремле — президент Медведев или премьер-министр Путин. Как водится, за кулисами театра скандалов и интриг не меньше, чем на сцене», — заключает Уолкер.

Источник: Independent   

InoPressa.ru ссылка на статью

***