«Норвегия привыкла, что о ней говорят, как о самой здоровой, самой богатой и самой мирной стране в мире. В пятницу все изменилось». То, что произошло в пятницу в Норвегии неизбежно, назовут «норвежским 11 сентября».

«Норвегия привыкла, что о ней говорят, как о самой здоровой, самой богатой и самой мирной стране в мире. В пятницу все изменилось», — так начинается редакционная статья в газете Observer.

То, что произошло в пятницу в Норвегии неизбежно, назовут «норвежским 11 сентября», пишет в редакционной статье газета Sunday Telegraph.

«Возможно, это не будет преувеличением: в стране со столь маленьким населением травма, нанесенная нападением, сравнима с тем, что пережила Америка 10 лет назад», — полагает газета.

«Может быть, нам не стоило бы удивляться, — вторит ей в редакционной статье Sunday Times. – Норвегия не входит в Европейский союз, но ежегодный доклад Европола по терроризму в ЕС говорит о многом».

Из 249 террористических нападений прошлого года лишь три были совершены исламистскими группировками. «И хотя угроза от подобных групп остается значительной и многие подобные нападения удается предотвратить, подавляющее большинство нападений совершается доморощенными сепаратистами, анархистами и экстремистами», — полагает Sunday Times.

Норвегия, родина Нобелевской премии мира, в последние годы была еще и страной, где росло влияние крайне правых политических сил, напоминает корреспондент Sunday Telegraph Лора Доннелли. Причем рост наблюдается не только на улице, но и на избирательных участках.

Норвежская крайне правая Партия прогресса, выступающая против иммиграции, представлена в парламенте второй по величине фракцией. По мнению автора, в последние годы партия выступает с еще более жестких позиций, утверждая, что иммигранты не интегрируются в норвежское общество и создают социальную напряженность в маленькой стране.

Сама партия отвергает обвинения в неонацистских взглядах и утверждает, что занимает более либеральные позиции, чем французский Национальный фронт Ле Пена или голландская партия Пима Фортайна.

«Неоспорим тот факт, что крайне правые партии усиливаются», — пишет в редакционной статье Sunday Times.

За Партию прогресса на выборах 2009 года проголосовало 23% норвежских избирателей. Электорат финской партии «Истинных финнов» вырос с 4% до 19%. Растет политический вес крайне правых партий в Дании и Швеции.

Во всех этих странах на общественное мнение влияет один фактор – иммиграция. Более 12% почти 5-миллионного населения Норвегии составляют иммигранты или дети иммигрантов – и их число растет. Половина иммигрантов – из Азии, Африки и Латинской Америки.

Observer напоминает, что иммиграция из развивающихся стран в Норвегию началась сравнительно поздно – в 1990 годах. Возможно, поэтому для многих переход общества от в целом довольно однородного к мультикультурному показался трудным.

Но как бы то ни было, даже в пору скорби и гнева Норвегия должна прислушаться к голосу разума. Или, как сказал премьер-министр Норвегии Столтенберг: «Очень важно, чтобы мы не поддались страху. Потому что цель подобного насилия – создать страх».

воскресенье, 24 июля 2011 г., 17:06 GMT 21:06 MCK

Обзор британских газет от Би-би-си

*