Правительство может отменить заградительные пошлины на экспорт бензина. Напомню, что заградительные пошлины, делающие невыгодным экспорт топлива за рубеж, правительство ввело в конце апреля. Это вынудило нефтяников переориентироваться на продажу бензина внутри страны и тем самым решило весенний топливный кризис.

С исчезновением дефицита топлива пошлина в конце июня была на несколько процентов снижена, но по-прежнему оставалась достаточно высокой для того, чтобы нефтяники меньше “в лес смотрели”.

Однако на днях стало известно, что вице-премьер Игорь Сечин не видит серьезных оснований для дальнейшего продления заградительных экспортных пошлин на бензин. По его мнению заградительные пошлины не являются основным инструментом стабилизации обстановки на внутреннем рынке моторного топлива.

“Мы экспортируем не так много бензина”, – сказал вице-премьер. – “Установление пошлин скорее является мерой психологического воздействия на участников рынка. Компании уже восприняли наш сигнал и ситуация стабилизировалась. Основная причина ситуации, сложившейся на рынке бензина, – это дефицит перерабатывающих мощностей. Мы с компаниями ведем соответствующую работу, и они должны представить свои планы в этой сфере».

Эти высказывания представляют определённый интерес. Начать хотя бы с того, что именно резкое повышение пошлин помогло справиться с дефицитом. Как показывает анализ событий, произошедших весной, и их участников, никакие другие шаги не были эффективны. Если они вообще предпринимались.

Что изменилось в июле по сравнению с апрелем, и почему отмена пошлин не вызовет новую волну кризиса? Нефтяники стали совестливыми и не будут продавать топливо там, где за него дают большую цену? Я в это не верю.

Фраза о небольших объёмах экспорта тоже вызывает вопросы. Если экспорт бензина – лишь малая часть доходов нефтяников, то почему правительство для исправления кризисной ситуации именно меры по ограничению экспорта предприняло в первую очередь? Если это такая мелочь, почему величина пошлины вызывает бурное обсуждение у всех заинтересованных сторон, и даже потребовало созыва пресс-конференции? Ответа два – либо Сечин лукавит, либо он просто не в курсе того, что российский бюджет за первый квартал 2011 г. на 47% наполняется доходами от экспорта нефти и газа. А это, между прочим, 1,13 трлн. руб.

Правительство прекрасно умеет давить психологически. Но делать это с применением финансовых инструментов в России неэффективно. Гораздо проще договориться за кулисами. Тем более, что крупнейшие игроки на на нефтегазовом рынке принадлежат государству.

А как сочетается желание “открыть” экспорт топлива с требованиями понизить стоимость бензина и солярки? Цены по-прежнему остаются высокими, несмотря на то, что проблема с топливом решена. Вопрос – когда бензин начнёт “утекать” на Запад, появятся ли объективные рыночные предпосылки к тому, что его стоимость понизится в России? Конечно нет.

Сечин обвиняет во всём дефицит производственных мощностей. Но этот дефицит возник не вчера, и с отменой заградительных пошлин нефтяные компании не настроят за одну ночь хрустальных заводов по производству топлива. Скорее всего – пролоббируют возвращение на АЗС бензина АИ-80, производством которого и занимались ранее старые нефтеперерабатывающие заводы. И продолжат тянуть волынку с обновлением оборудования и увеличением выпуска новых видов экологического топлива.

Ирония управления современной Россией – топливо класса Евро-2 производить нельзя, но если очень хочется – то можно. Ввозить иномарки не соответствующие Евро-3 нельзя, но продолжать собирать в России машины такого же экологического класса – можно. А также можно ездить по дорогам старым грузовикам, чадящим как металлургический комбинат. Причём, прямо в салон вашего автомобиля.

В любом случае, все эти бензиновые игры подойдут к своему финалу через несколько месяцев, в преддверие очередных выборов. Тогда же мы можем надеяться на снижение стоимости топлива. А вот надеяться на улучшение его качества не придётся, видимо, ещё очень долго.

Дмитрий Фадеев

Самара today

*