Он не является председателем Союза кинематографистов. Он не ездит по разделительной с мигалкой (или без). Его имя, в лучшем случае, ассоциировалось с Тарковским, а не с освоением бюджетов, приращением площадей и проч. Он – вне этой игры. И никогда в такую игру не сыграет. Он умудрился дожить до 60 с чистыми руками, не взяв на свою карму все основные грехи наших киношников, главный из которых – предательство себя в профессии. Так что, он во всем белая ворона.

Другого пути остаться человеком – сегодня нет. О комедии с тандемом Путина и Медведева, об арт-группе «Война» и «Фукусиме-1», о мертвом лице и спасительном Эрмитаже, о правде и лжи – в эксклюзивном интервью Александра Сокурова корреспонденту «МК».

Четвертый этаж одного из корпусов «Ленфильма», Сокуров идет впереди, прихрамывая – «осторожнее, здесь выщерблина в паркете, в темноте не видно», разруха, право. Впрочем, к нашему герою она не имеет отношения: он упрямо завершает своего «Фауста» – последний фильм легендарной тетралогии, краем уха слышу указания по монтажу и озвучке – «Лицо Маргариты – в затемнение, а то потеряем образ, она и так обнажена… лицо Фауста не тронь». Находим какой-то диван, бросить кости…

Русские кинотеатры Сокурова боятся. Он едет в Венецию

– Итак, «Фауст»…

– Готовимся к печати копии, фильм сняли за 38 смен, хотя в какой-то момент было прекращено финансирование… Эта картина – самая тяжелая в производственном смысле, все нечистые силы собрались… Впервые будет показана на Венецианском фестивале в конце августа – начале сентября. «Фауст» завершает конструкцию: это круг, а не прямая линия, не прямое повествование. В идеале было бы, конечно, сделав одну часть, не показывать зрителям, а показать потом всё разом, все четыре…

– А в какой последовательности надо смотреть?

– Интересный вопрос. Можно начинать с «Солнца», затем пройти «Молох», «Телец», «Фауст». Но о чем мы – я не вижу перспектив проката «Фауста» в стране. Время в кинотеатрах расписано, и оно – не за русскими картинами. Ну, может, один-два зала в Москве дадут несколько сеансов…

– Я вообще не понимаю постановку вопроса: вы режиссер №1, Сокуровы на дороге не валяются, и у вас нет предложений?

– Никаких. Когда мы выставляли «Александру» на внутренний кинорынок, только Москва и Петербург в итоге взяли фильм. Остальные киносети отказались. Это ж надо выпускать афишу, рекламировать, работать…

Подробнее: МК.ru

МК.ru

***