Маэстро необщителен, но уж если вступает в контакт с прессой, то нужно быть готовым к тому, что при расшифровке интервью восклицательных знаков понадобится не мало: как и все испанцы сеньор Каррерас — человек очень эмоциональный и экспрессивный.

Он родился 5 декабря 1946 года в Испании в Каталонии, знаменитой гордыми людьми и выдающимися личностями. Талант голоса Хосе Каррераса проявился еще в раннем возрасте, когда он пел под записи Марио Ланца и Джузеппе ди Стефано. В возрасте 11 лет на сцене знаменитого театра Gran Teatro del Liceo в Барселоне его оперным дебютом стала роль рассказчика в Master Peter»s Puppet Show.

Свой путь он продолжил в университете Барселоны, изучая химию и продолжая брать уроки вокала. Его судьба была окончательно решена в 1971 году, когда Каррерас победил на международном конкурсе певцов International Verdi Singing Competition в итальянском городе Парма. Премия включала также приглашение на роль Рудольфа в опере «Богема».

Его международным дебютом стало исполнение роли Дониццети в опере «Мария Стюарт» в Лондоне. Он спел свою первую арию Пинкертона в опере «Мадам Бовари» в New York City Opera в 1972 году; его дебют в Metropolian Opera в роли Каварадосси («Тоска») состоялся в 1974 году, в этом же году его выступления в London»s Covent Garden, Vienna»s Staatsoper и Scala of Milano в опере Un Ballo in Maschera стали настоящим триумфом.

К 1975 году он завоевал все ведущие сцены мира. Герберт фон Караян пригласил Каррераса исполнить реквием Верди во время «Пасхального фестиваля» в Зальцбурге в 1976 году. За ним последовали записи различных работ, которые сопровождались интенсивным сотрудничеством и тесной дружбой маэстро и тенора. Необыкновенным триумфом были «Федора» в Ла Скала и Stiffelio Верди в Covent Garden, исполнение которых вызвало необыкновенно бурные овации, и за которые Каррерас был удостоен престижной награды Sir Laurence Olivier Award (1992-93). Он был также музыкальном директором на церемониях открытия и закрытия летних Олимпийских Игр-92 в Барселоне.

Его обширная дискография насчитывает более 150 записей, в числе которых более 50 опер, ораторий, а также популярных классических сольных концертов, мировые тиражи которых не раз становились «золотыми» и «платиновыми».

В 1987 году Каррерас неожиданно заболел лейкемией. Шансы на выздоровление были тогда очень малы, но личное мужество и забота врачей, которую он получил в больнице Барселоны Hospital clinico y Provincial и в центре здоровья Fred Hutchinson Cancer Research Center (США), помогли ему выжить и преодолеть страшную болезнь. В июле 1988 года Каррерас решил создать Международный фонд по борьбе с лейкемией. Благодаря сотрудничеству с международной командой профессионалов, Хосе Каррерас успешно и самоотверженно осуществляет руководство этой организацией.

Его автобиографическая повесть «Хосе Каррерас — песнь, льющаяся из глубины души» рассказывает замечательную историю его жизни и неустанного труда, испытания болезнью, его преданности семье и детям. Каррерас — подлинный герой нашего времени, чуткий художник и мужественный гуманист. Благодаря богатому, естественному лиризму своего голоса он привнес на оперную сцену особую чувствительность. Сцены самых известных оперных театров всего мира готовы вновь и вновь принимать маэстро, каждое выступление которого сопровождается овациями.

Бог наградил вас редкой красоты тенором. А если бы это был бас или какой-то другой тембр?

— Я бы жил с этим даром и, уверен, был бы счастлив. Но, по правде сказать, не без улыбки скажу, что я все-таки предпочитаю быть именно тенором.

Балерина всю свою жизнь обязана оттачивать мастерство, беспрестанно репетируя. А оперный певец? Ему тоже нужно ежедневно распеваться?

— Вовсе не факт, что голос пропадет или станет хуже, если певец не будет регулярно репетировать. Но, по моей практике, половина успеха певца заключается в дисциплине.

Испания невозможна без музыки, оперы, танца, футбола, корриды, хамона. Чего еще, по вашему мнению, не достает в этом списке?

— Моей прекрасной Каталонии и ее столицы, Барселоны! Это самое лучшее место в Испании!

Почему вы ограничивали себя только искусством, и, например, не попробовали свои силы в бизнесе или политике?

— Я пытаюсь не ограничивать себя только оперой, если говорить об искусстве. Например, с удовольствием пою баллады. А в плане общественной деятельности — создал и возглавляю Фонд по борьбе с лейкемией, и эта работа требует моего регулярного присутствия в офисе. Я счастлив этому так же, как и тому, что я — оперный певец, а последнее — петь с душой — я люблю больше всего.

На современной оперной сцене нет разделения по географическому признаку. Среди прославленных исполнителей — испанцы и русские, итальянцы и корейцы. Так и должно быть? Вас такой космополитизм, когда, например, партию испанки Кармен исполняет оперная певица — японка по национальности, не смущает?

— По правде говоря, Бизе «поселил» Кармен в Испании, а не в той же Японии. Но, с другой стороны, важно, что опера поставлена на высоком уровне, а все остальные детали, в т.ч. и национальность исполнителя, не так важны.

Традиции и наследие русской оперы для вас имеют какое-то значение?

— Безусловно! Я обожаю арию Ленского из «Евгения Онегина». Это одна из самых красивых оперных партий в мире!

Сцена и кулисы — это две разные стороны вашей жизни? Или это две разных жизни?

— Если говорить о сцене и частной жизни — то, конечно же. В обычной жизни я — обычный человек, который знает что такое просто бытие. Я люблю бывать в кафе, где нередко провожу время с друзьями, меня можно увидеть среди кричащих болельщиков на трибунах во время матчей, в которых принимает участие моя любимая футбольная команда «Барселона». На сцене я играю роль, но это не мешает мне по-своему интерпретировать ту или иную арию.

Вы можете себе многое позволить. Но чего не позволяете в этой жизни?

— Я позволяю себе быть очень счастливым человеком. И я счастлив за счет того, что я могу петь и люблю это делать. Что же касается ограничений, то поскольку мой ключик к счастью — это мой голос, то мне нужно его беречь 24 часа в сутки. Как? Я уже говорил — дисциплина, и еще раз дисциплина.

В современном мире, когда любой концерт можно увидеть в записи, вам важен личный контакт со зрителем?

— Да! Это настоящая магия — люди слышат тебя, чувствуют вместе с тобой, даже дышат тебе в такт.

— Вы поете, потому что счастливы?

— Я пою, потому что я люблю петь. И в этом вся моя жизнь. Когда я был болен лейкемией, то постоянно просил вышние силы — дайте мне здоровья, ведь я так хочу петь! Я так благодарен богу, что выполнилось самое большое желание моей жизни.

Алексей Осипов

Самара today

*