19 апреля 1970 года на Волжском автозаводе в Тольятти были собраны первые шесть автомобилей «Жигули». Вообще-то по плану строительства автозавода пуск конвейера должен был состояться в мае, тогда же должна была пройти и пробная сборка машин. Но Волжскому автозаводу необходимо было сделать подарок к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина…

Поэтому 19 апреля 1970 года вошло в историю отечественного автомобилестроения как день начала выпуска самых быстрых и совершенных российских автомобилей.

К сборке первых «Жигулей» готовились заранее. Еще в начале марта генеральный директор ВАЗа В.Н.Поляков провел специальное совещание и поставил задачу изготовить к 22 апреля опытные образцы малолитражек. Конвейер тогда еще только строился. Но собирать машины к юбилею вождя на голом полу было негоже. Поэтому перед механиками была поставлена задача: пустить конвейер не в мае, а к середине апреля. Монтажникам пришлось работать в три смены, но с задачей они справились.

Вечером в пятницу 17 апреля, когда из сборочного цеха ушли строители, на конвейер были подвешены шесть кузовов синего и вишневого цвета. Сборка машин шла всю ночь и была продолжена на следующий вечер, так как днем в цехе хозяйничали строители. Все делалось вручную. Комплектующие изделия подтаскивали на своих плечах. Бензин заливали из лейки, антифриз — из ведра. При пробном пуске движки первых двух автомобилей «закипели». Оказалось, что сборщики впопыхах забыли вытащить из радиаторов транспортировочные заглушки. Эту оплошность тут же исправили, и к воскресному утру 19 апреля все шесть машин были на ходу. В честь этого события сборщики вместе с итальянскими шефами пустили по кругу большую чашу с популярным тогда красным вином «Гамза».

Утром 20 апреля посмотреть на новые машины приехало областное начальство. Только после этого пробная сборка была рассекречена, и по заводу разнеслась радостная весть: изготовлены первые автомобили!

На первомайской демонстрации трудящихся Тольятти эти машины шли впереди колонны работников Волжского автозавода. Потом эти малолитражки были отправлены на испытания и работали до полного износа. Сборочный конвейер был снова пущен лишь во второй половине мая, и до конца месяца на нем было собрано еще 75 «Жигулей».