«Первые космонавты: неофициальная хроника» — это 60 снимков, сделанных с 1961 по 1964 год тогда еще будущим кинооператором Борисом Смирновым. С 15 апреля они впервые будут представлены широкой публике в Центре фотографии имени братьев Люмьер на «Красном Октябре» в рамках выставки, приуроченной к 50-летию первого полета человека в космос. 19-летнему юноше удалось стать фотосвидетелем события всемирно-исторического значения.

Юрий Гагарин перед хоккейным матчем. Алексей Леонов в одних плавках стоит на крутом берегу подмосковной речки Вори с удочкой в руках. Григорий Нелюбов очень сосредоточенно делает последнюю затяжку перед суточной тренировкой на тренажере корабля «Восток», а Павел Попович жмет руку скафандру: «Борь, сними меня со старым другом». Эти уникальные кадры, снятые Борисом Смирновым на самом обычном «Зените», очень личные, без тени официоза и удивительно живые.

Такими их мало кто видел.

— Почему так получилось, что столь ценные кадры будут представлены публике впервые?

— В моем домашнем архиве сохранилось, наверное, 200–300 негативов того времени, я их взял на память. Не самых лучших даже, как мне тогда казалось. Почему не публиковались? Я занимался другими делами: окончил ВГИК, стал снимать документальное кино. Правда, картины эти в основном были связаны с космонавтикой и ракетной техникой. Затем вернулся во ВГИК преподавателем. Фотографией почти не занимался, хотя люблю это дело. А на девяностолетие ВГИКа (в 2009 году) известным в кино людям было предложено показать другие свои творческие способности. Меня тоже попросили. Я сказал: «Ну хорошо, принесу две фотографии. Я кинооператор, а тут выступлю как фотограф». На одной из этих фотографий Терешкова прислонилась к березе, почти плачет. Тогда погиб парашютный инструктор, которого все боготворили. А на второй — Гагарин. Приехали ребята из ЦК комсомола сыграть в хоккей, и выяснилось, что почти все одинаково одеты. Тогда Гагарин взял кусок мела и на груди у всей команды космонавтов написал «Наши». Фотографию эту я сделал на память, один кадрик, пленки было жалко.

Так вот, Алена Мелессе, выпускница ВГИКа, заинтересовалась этими фотографиями и предложила устроить отдельную выставку.

— Есть ли у вас любимые фотографии из этой космической серии?

— На выставке будет одна из них. Она, к сожалению, неудачно получилась, я ее сделал 16 апреля 1961 года, когда Гагарин только приехал в центр. У нас было одно приличное здание, где в небольшом зале и происходила встреча с коллективом. Там висел живописный портрет Ленина (не очень хорошего качества), и я снял момент, когда Гагарин смотрит в камеру, а сзади него этот портрет. Руку у меня немножко повело, снимок получился нерезкий, но печатник это исправил. Эта фотография очень типична: отражает Гагарина, эпоху. Что еще? Тот самый снимок Терешковой с березой, но его на выставку не взяли. Неплохая фотография, где Валентина Пономарева с рамочкой, по которой идет пеленг радиостанции, бредет через глухой лес по пояс в снегу. По-своему степени мне все фотографии нравятся. Когда я стал их «поднимать» для выставки, это стоило мне больших душевных сил, многое ожило. От 5 до 10 тыс. моих негативов осталось в Центре подготовки космонавтов. Теперь они, как и многие другие материалы по ракетной технике и космонавтике, в Российском государственном архиве научно-технической документации, в ближайшее время хочу их посмотреть.

— А как вы попали в Центр подготовки космонавтов?

— Я пришел туда после школы в июне 1960-го, когда слово «космонавт» было секретным. На станции юных техников я освоил слесарное дело, получил права киномеханика, юного водителя автомобиля, занимался фотоделом и киносъемкой.

Подробнее: Московские Новости

Московские Новости

***