20 минут вчера ждали губернаторы президента в Александровском зале Большого Кремлевского дворца. Они собрались на очередной Госсовет, и без Владимира Путина начинать его было нельзя.

Впрочем, никто из региональных начальников не роптал. Никто не выказывал недовольства и по вопросам, вынесенным на обсуждение «губернаторского слета». Они приветствовали отмену льгот пенсионерам и ветеранам и частичный перенос социальных обязательств на региональные бюджеты. Они не проявляли, как прежде, негодования относительно задержки с наделением их дополнительными налоговыми полномочиями. На первый после «дела Аяцкова» Госсовет региональные лидеры пришли притихшие и подчеркнуто доброжелательные.

Надо отметить, что действия прокуратуры на отношении к Дмитрию Аяцкову его коллег внешне никак на сказались. В изоляции он себя не чувствовал, и в кулуарах Большого Кремлевского дворца избегать его не пытались. Но вот с журналистами Аяцков поначалу общаться не хотел. Когда один из моих коллег попросил прокомментировать ситуацию с уголовным делом, он довольно резко ответил: «Этим убили мою мать».

Через некоторое время, правда, смягчился и с удовольствием рассказывал корреспонденту «НГ» о своем видении реформы отношений между Центром и регионами, а также об административной реформе в Саратовской области. «Будем жить по закону, значит, будет цивилизованное общество, прогрессивное общество, к которому мы стремимся», – рассуждал Аяцков. «А как обстоит ситуация с вашим уголовным делом?» – «Это вы прокурору задайте вопрос. Меня это даже не интересует». – «А с третьим сроком вы определились?» – «У меня выборы в 2005 году, я еще успею». – «А как вы относитесь к тому, что некоторые представители «Единой России» уже претендуют на ваше место?» – «Я спокойно к этому отношусь. Вы слышали в Послании, что президент сказал? Власть избирает народ, и власть в нашей стране принадлежит народу, а не одной какой-то партии или одной какой-то личности».

Потом саратовский губернатор даже расслабился и стал шутить. «Ты с нас деньги бери за то, что мы рядом стоим, – говорил он чукотскому губернатору Роману Абрамовичу, буквально облепленному журналистами. – Потом на клуб пустишь». – «Конечно, пущу», – поддержал шутку начальник Чукотки. «Вот что значит всенародная любовь, – заметил Абрамовичу президент Чувашии Николай Федоров, оглядев многочисленные объективы фотокамер и диктофоны, направленные на владельца «Челси», а потом аккуратно предупредил: – От любви до ненависти один шаг». Пока Абрамовича эта перспектива не очень волновала.

«А с «Тереком» вы играть будете?» – поинтересовалась у хозяина «Челси» корреспондент «НГ». «Я буду», – загадочно ответил Абрамович. Вообще мои коллеги заметили, что на этот раз олигарх был более словоохотлив, чем обычно. Но острые темы, как, например, проверки Счетной палаты обсуждать все равно не хотел, отправляя журналистскую братию куда подальше. Да и вел себя владелец «Челси», пожалуй, поувереннее остальных региональных лидеров, принимавших участие в Госсовете. Отвел в сторону помощника президента Игоря Шувалова и довольно долго с ним о чем-то говорил. Перекинулся парой слов с главой Минэкономразвития Германом Грефом, пока остальные сидели в Александровском зале в ожидании Путина.

Президент, кстати, порадовал губернаторов, сообщив, что отдельные полномочия из перечисленных в 72-й статье Конституции предметов совместного ведения будут переданы регионам. Глава Тюмени Сергей Собянин заявление президента конкретизировал. А главный реформатор отношений между Центром и регионами Дмитрий Козак сообщил, что «нам предстоит справедливо распределить доходы между всеми уровнями бюджетной системы». Кроме того, Центр, по словам Козака, намерен предоставить региональным начальникам свободу действий в отношении расходов собственных бюджетов. Это, пожалуй, было самым радостным сообщением для губернаторов: сейчас переброс денег с одной бюджетной статьи на другую грозит для региональных лидеров длительным общением с прокурором.

Губернаторы принимали эту информацию без эмоций. Они понимали, что все важные решения уже приняты, их уведомляют по факту, и ждали торжественного приема от имени Путина по окончании Госсовета. Последнее мероприятие – уже в Андреевском зале – представлялось им куда более значимым: там можно в неформальной обстановке и без телекамер пообщаться с главой государства и высокопоставленными чиновниками его администрации.

Единственной из губернаторов, кто осмелился на критику в адрес федерального Центра, оказалась начальница Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Она обрушила свой женский гнев на федеральных чиновников: «И чем они только не занимаются, препятствуют всем процедурам и открыто занимаются бизнесом, – возмущалась Матвиенко. – Доходит до абсурда. Лицензии на вывоз мусора выдает Минприроды. Ну разве это относится к ответственности федеральных органов?» «Мы задерживаем лохотронщиков, а у них лицензия Госкомспорта. Что это за новый вид спорта – лохотрон?» – продолжала питерская начальница. За мужество она заслужила громкие и продолжительные аплодисменты коллег-мужчин, которые не поленились после Госсовета еще и засвидетельствовать Матвиенко свое почтение.

Наталья Меликова

Независимая Газета

# 110 (3223) 2 июня 2004 г.

Независимая Газета

*