Судя по всему, на бракоразводной карте Европы появилась новая столица. Это — Лондон. Британская газета «Таймс» заявляет, что разводиться в Лондоне — выгодно. Особенно выгодно разводиться в Лондоне неработающим женам.

Чем же объяснить эту тенденцию? Дебби Чизм, адвокат компании Manches, специализируется на бракоразводных процессах. «В последние пять-шесть лет законы в Англии стали куда более благосклонны к женам. Вклад неработающей супруги в семейные дела оценивается куда выше, чем раньше и во многих случаях жены могут отсудить до половины семейного имущества», — говорит она.

«Во многих странах таких норм пока нет. И вот многие стараются начать развод в Лондоне — и для многих это возможно, потому что все больше семей мобильных или международных. Часто для того, чтобы начать процесс в Лондоне, надо, чтобы хотя бы один из супругов жил в Англии или Уэльсе всего шесть месяцев», — сообщает адвокат.

«Таймс» знакомит читателей с историей анонимной британской пары, живущей в Париже: он — преуспевающий бизнесмен и еще ничего не знает, но его жена уже держит связь с лондонскими адвокатами, чтобы начать развод. Можно себе представить, сколько обеспеченных британских парижан сейчас устраивают своим супругам допрос с пристрастием.

Как говорит Дебби Чизм, не только у британских мужей есть повод для беспокойства: «Я сидела в своем офисе и тут раздался звонок из Москвы. Какой-то джентльмен достал мой телефон в Интернете. Он заявил, что только что вернулся в Москву из Лондона, и оказывается, что за ним по пятам ехал какой-то человек в длинном плаще, который вот сейчас стоит у него под дверью и пытается вручить ему заявление на развод — на развод в Англии. Мы немедленно договорились с ним — он не стал принимать бумаг на месте, а прилетел обратно в Англию».

Насколько эта тенденция ощутима за пределами Великобритании? Ответ вполне резонно поискать и в Москве, где теперь, по данным журнала «Форбс», живет больше всего миллиардеров. Но на наш вопрос, Максим Домбровицкий, член адвокатской коллегии «Князев и партнеры», отвечает, что бракоразводный туризм — это пока экзотика.

Для начала россиянам надо пройти азбуку совместных отношений отношений — например, брачные контракты. «Этот институт у нас еще только развивается. Редко приходят люди, которые хотят заключить брачные контракты. Раньше делить было нечего, и таких вопросов не возникало. Если и приходят, то это такие семьи, где муж или жена — иностранец. Люди изначально предполагают возникновение таких проблем и хотят себя обезопасить», — говорит Домбровицкий..

Не то, чтобы британцы далеко ушли на этом пути. Привычка составлять брачный контракт еще только приживается и в Великобритании. Дошла она сюда, как и многие другие веяния, из-за океана и сейчас все гадают, приживется ли в английской судебной системе еще одна американская новинка — учитывать при разводе не только совместно нажитое или доходы, уже полученные одним из супругов, но и будущие заработки.

На то, что не приживется, определенно надеется полузащитник лондонского футбольного клуба «Арсенал» Рэй Парлор. Его бывшая жена пытается добиться, чтобы ей перечисляли половину всего того, что Парлор заработает за свою, будем надеяться, долгую футбольную карьеру. Этим делом сейчас занят апелляционный суд. И если он решит в пользу бывшей супруги Парлора, то работы у лондонских семейных адвокатов сразу станет намного больше.

Катерина Хаустова

Би-би-си, Лондон

30 мая 2004 г., 15:41 GMT 19:41 MCK

Би-би-си

*