С начала нового тысячелетия диктатор Сталин переживает нечто вроде ренессанса, пишет Дарья Афонина в статье, опубликованной в Berliner Zeitung. В учебниках он характеризуется как «эффективный менеджер», плакаты с изображением Сталина украшают автобусы, а различные социологические опросы демонстрируют его удивительную популярность.

«На фоне дебатов о российской самоидентификации, вялотекущей реставрации и не лишенного трудностей осмысления прошлого в этом году на русском языке выходит книга немецкого автора под названием «Алхимия власти. Культ личности Сталина в изобразительном искусстве». Ее автор, 40-летний историк Ян Плампер, в течение 17 лет проводил свои исследования, перечитав порядка 40 тыс. страниц партийной «Правды», исследовав архивы деятелей искусства. В 1992 году он приехал в Россию и остался, чтобы исследовать культ личности.

«Исследование механизмов культа логичным образом строилось непросто. Для начала историк сконцентрировался на изучении фотографий. Дело в том, — продолжает автор, — что согласно переписи населения от 1926 года 25% мужчин и 63% женщин были безграмотными, в результате чего большинство воспринимало Сталина визуально». По наблюдениям Плампера, культ личности с годами претерпевал значительные изменения. Если вначале Сталин позиционировал себя как воплощение скромности, то уже к 50-летию вождя передовицы заполонили здравницы и стихи в его честь. С 1933 года интенсивность народной любви лишь возрастает: Сталин выступает как «номер 1», весомую роль играют цвет его мундира и рост. В этот период он становится «отцом народа» и «корифеем науки».

После войны Сталин примеряет на себя образ генералиссимуса, а перед смертью выступает в роли «вождя и учителя». Разоблачение культа проходило, напротив, очень медленно — достигнув своего апогея лишь к 1956 году, замечает автор.

Источник: Berliner Zeitung

InoPressa.ru ссылка на статью

*