После успешных гастролей Московского театра «Русский балет» в Самаре и других приволжских городах руководителя театра, известного хореографа и народного артиста СССР Вячеслава Гордеева будут чествовать в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в связи с его 50-летним юбилеем творческой деятельности.

Вячеслав Гордеев родился 3 августа 1948 года в Москве и стал одним из самых ярких представителей московской школы балета, рано вызвав восхищение, восторг и желание подражать. Мальчику, появившемуся на свет в семье, любящей искусство, но формально с ним не связанной, трудно было пророчить карьеру звезды мировой сцены. Однако музыкальный материнский ген стал доминантой художественной гордеевской натуры. Мама Любовь Николаевна привела сына в самодеятельную хореографическую студию, определив тем самым вектор его развития, что вывело позже Славу Гордеева на высокую орбиту искусства.

Его воля оказалась слишком напористой, чтобы смести все препятствия на пути к профессии, исправно посещать студию Дома культуры, а позже ежедневно пересекать пол-Москвы в обледенелых «перекладных» трамвайных вагонах, чтобы не пропустить урока в Хореографическом училище. Сюда Славу приняли в числе троих соискателей, прошедших шестисотликий конкурсный отбор. Из них он единственный стал мировой знаменитостью.

И мастерство, и вдохновенье, и чудо искусства…

Фортуна посылает Гордееву встречу с замечательным педагогом Петром Пестовым. Впрочем, таких щедрых даров будет еще два: в Большом театре – работа с Алексеем Варламовым и Асафом Мессерером, уже не говоря о репетициях под руководством Галины Улановой и Марины Семеновой.

Плоды своего «бешеного успеха» Гордеев-артист пожинает уже в годы учебы, в ходе турне Московского хореографического училища в Париже и Лондоне. Помимо па-де-де из «Пламени Парижа» юноша танцует адажио из балета «Каменный цветок» и вариацию Феникса из балета «Красный мак».

В Париже его называют любимцем публики, в Лондоне – «золотым мальчиком». И потому приглашение в 1968 году – сразу по окончании школы – в труппу Большого театра было предопределено. Как артист Гордеев дебютировал на сцене Большого театра в роли Арлекина. Проказник итальянских комедий принес удачу. Гордеев покоряет одну художественную вершину за другой. Он расширяет репертуар, воплощая образы принцев в «Щелкунчике», «Спящей красавице, «Жизели». На какое-то время любимой становится роль Базиля в «Дон Кихоте», потом актерское сердце пленяют Спартак и Ромео.

Пламенная душа не могла замкнуться в рамках одного амплуа, но гармоничное тело однажды отказалось выдерживать нечеловеческие нагрузки. Разрыв ахиллесова сухожилия многие посчитали приговором артисту. Многие, но только не он. Хромая и опираясь на костыль, Гордеев ковылял к больничному окну, чтобы продолжать поддерживать гибкость корпуса и пластическую память мышц. Перенеся болезнь, он вернулся на сцену. Чуть позднее началась учеба на факультете журналистики Московского университета, на кафедре хореографии балетмейстерского факультета ГИТИСа, подготовка концертных программ, съемка в фильмах-балетах, постановочная деятельность.

В расцвете своих возможностей танцовщик Гордеев отзывается на просьбу возглавить «осиротевший» камерный балетный ансамбль из шестнадцати человек, созданный балериной Большого театра Ириной Тихомирновой. Об этом же его просит ее муж – выдающийся танцовщик и педагог Асаф Мессерер, дядя Майи Плисецкой.

Пройдет совсем немного времени, и превращенный его усилиями в государственный театр, «Русский балет» завоюет всеобщее признание в Отечестве и далеко за его пределами как «лучший балетный коллектив Европы».

Казалось бы, отмеченный правительственными орденами, увенчанный многочисленными творческими наградами, Вячеслав Гордеев мог бы позволить себе немного расслабиться, замедлить головокружительный темп своей жизни. Но из пучины повседневности он выбирается своим способом – с юношеским задором устремляется в камерный ансамбль, где ему, новому художественному руководителю надлежит обеспечить его дальнейший творческий взлет на стыке тысячелетий. Лишь незаурядному человеку доступно собрать профессиональных людей в одно художественное целое. И тот, кто не щадит себя, заслуживает глубокого уважения. И рождается чудо искусства…

Знаменитый хореограф руководит труппой «Русский балет» около 30 лет. Послужной список артиста изобилует яркими, запоминающимися работами в Большом театре. Он исполнял ведущие партии в «Лебедином озере», «Жизели», «Спартаке», «Дон-Кихоте» и других спектаклях. Гордеев известен во многих странах мира не только как высокотехничный танцор академической школы, но и как мастер модерн-балета. Как и многие другие знаменитости, Вячеслав Гордеев окружен легендами. Его высокий профессионализм не вызывает сомнений ни у кого – ни у друзей, ни у недоброжелателей. Его авторитет непререкаем.

Искусство балета понятно всем

Вячеслав Михайлович, прежде разрешите поздравить вас с юбилеем. Скажите, пожалуйста, а почему возглавляемый вами театр называется «Русский балет»?

— За поздравления благодарю, что же касается названия театра, объясняю, оно не просто является конъюнктурным брендом, оно отражает одну из составляющих концепции сохранять, развивать и популяризировать великие традиции, накопленные русским хореографическим искусством за почти трехвековую историю.

В репертуаре вашего театра в основном классика. Это «политика» художественного руководителя?

— Как вы справедливо заметили, большую часть нашего репертуара составляет классика. Во-первых, только по наличию и состоянию классических произведений можно судить о профессионализме труппы и каждого артиста в отдельности. Для нас делом чести является наличие в афише всех балетов Чайковского, других шедевров академического искусства. Таких, как «Жизель», «Дон Кихот». Являясь приверженцем классической хореографии, я поставил в этой лексике «Золушку» Прокофьева, другие балеты. Однако наши артисты способны исполнять и постановки современных авторов, где в основе, так называемая, свободная пластика, элементы модерна и джаз-танца. Да и я не чуждался подобных творческих экспериментов, обращаясь к музыке в исполнении Таниты Тикарам, ансамбля «Манхеттен трансвер» и других.

Насколько мне известно, во время ваших гастролей по странам Балтии на ваши спектакли стремились попасть не только русские, но и латыши, литовцы и эстонцы. Чем объясняется такой ажиотаж? Ведь не секрет, что в этих постсоветских странах есть люди, относящихся к России без особой симпатии?

— Не зря древние говорили «Vita brevis, ars longa» («Жизнь коротка, искусство вечно»). Конечно, иногда искусство пытаются использовать в идеологических целях, но подлинное искусство тем и ценно, что оно находится вне времени. Вернее его образы вызывают понимание и сопереживание именно своим общечеловеческим пафосом. Особенно это касается хореографии, которая не требует перевода, понятна людям разных национальностей, в каких бы странах они не жили. Социальные формации, в том числе и в странах Балтии, после распада Советского Союза подверглись изменению. Но дело не в том, испытывает ли какая-то часть населения ностальгию, или, напротив, враждебные чувства к воспоминаниям прошлого, сама поэтика классического балетного спектакля с его апологией красоты и идеала вызывает адекватную реакцию зрителей. И еще. Они истосковались по настоящим чувствам в спектаклях и, обретя это, прониклись к нам уважением. Политика тут не имеет никакого значения, мы хотя и не отделились от государства, но идеологией не занимаемся. Нам интересен человек, который всюду страдает, переживает, радуется одинаково, на каком бы языке он ни говорил. Искусство балета понятно всем.

Как же вы решились уйти из Большого театра в хозяйство с плачевным, так скажем на то время, состоянием?

— Поначалу я сомневался, поскольку моя сценическая карьера солиста балета Большого театра была в самом расцвете. Но потом все же решился. Захотелось иметь свое дело, в котором можно было реализовать свои творческие амбиции.

Откуда такая стойкость характера, фантастическая устремленность к избранной цели? Давайте вспомним ваше детство. Где вы родились? Кто ваши родители?

— Я родился в Москве. В моей семье искусством профессионально никто не занимался. Отец — инженер вместе с матерью работал на заводе. Но мама была художественно одаренным человеком: играла на разных музыкальных инструментах, хорошо пела. Она поддержала мое детское стремление к сцене. Хотелось бы вспомнить о моем детстве, которое немного связано с немцами. Мы жили в Тушино, тогда еще в пригороде Москвы, где стояли симпатичные дома, построенные пленными немцами. Дома были добротные и аккуратные. В одном из них, двухэтажном, жила наша семья. Я рос во дворе: бегал, играл в футбол, хоккей, волейбол, бросался камнями, бил стекла. Если вспомнить, что телевидение тогда только зарождалось и, у всех были такие «КВНчики» с большими линзами, то мы меньше времени проводили у телевизора, а больше — во дворе, где находились голубятня, какие-то сарайчики и небольшие огородики, буквально по несколько квадратных метров. На них росли и картошка, и огурчики, и петрушка с укропом. Все эти воспоминания впали в мою память навечно

Расскажите, пожалуйста, как начиналась ваша карьера?

— В Московское хореографическое училище я был принят сразу, хотя пришлось проходить конкурс из шестисот человек на место. Начались ежедневные занятия в классе, а после уроков занимался сам, усиливая нагрузки для того, чтобы нарастить технику. Отшлифовать движения до совершенства. Такое перенапряжение сказалось несколько позже, когда разорвалось ахиллесово сухожилие. Я был первым, кто вернулся на сцену после столь серьезной травмы. В школе я занимался у замечательного педагога – Петра Пестова, который заложил прочный фундамент профессии. При распределении получил приглашения сразу в три труппы: в Большой театр, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и в «Молодой балет» Игоря Моисеева. Я так волновался, что чуть не потерял сознание. Конечно же, я мечтал о Большом театре. За моей спиной шла большая «торговля». И тогда министр культуры Фурцева уговорила меня, чтобы я согласился с предложением Моисеева. В то время его коллектив был очень перспективным, постоянно работал за границей. Ни одна другая труппа не могла себе позволить по полгода в году бывать за границей. Но я хотел в Большой и быстро вошел в его репертуар. Придя в Большой театр сразу по окончании училища, попал в класс другого замечательного наставника – Алексея Варламова. Репетировал с Галиной Улановой, Мариной Семеновой, Асафом Мессерером – все эти имена вписаны золотыми буквами в историю отечественного и мирового балета.

После того, как я был удостоен золотой медали на международном конкурсе, моя жизнь стала намного активней. Много лет проработал в Италии и Ленинграде под руководством главного балетмейстера Мариинского театра Олега Виноградова. В марте 1995 года я был приглашен в Большой театр в качестве художественного руководителя. И… ушел в 1997 году, как бы не сработавшись с одним из руководителей театра. А чуть позже и его «ушли». Я считаю, что надо руководить театром, а не удовлетворять свои творческие амбиции. На этом мы с ним не сошлись, и я ушел не жалея того. Около 30 лет я руковожу театром «Русский балет», который принимают на ура, где бы мы ни выступали, я счастлив этим.

А как вам кажется, сегодня, когда ваш театр «Русский балет» уже дал тысячи постановок по всему миру, где больше всего ценится балетное искусство?

— Я уже говорил, что балетное искусство, если оно настоящее, находит почитателей везде. Ведь на наших выступлениях «случайной» публики не бывает. В Европе, где театральные традиции более глубоки, реакция «подготовленных» зрителей ожидаема. Но горячий прием и заинтересованное внимание встречаем мы и в странах Персидского залива, и в Индии, и в Индонезии, и в Мексике. Билеты всегда распроданы. Пустых залов не бывает.

Задача вашего коллектива – возродить российский балет, вернуть ему славу и величие. Неужели кто-то посягает на его былую славу? Вячеслав Михайлович, приоткройте занавес, что происходит в российском балете сегодня?

— Последние годы в России появилось множество балетных компаний. Какие-то уже распались, какие-то стараются выжить. Для этого в репертуар включаются классические балеты, особенно ценимые на Западе. К сожалению, зачастую небольшие по составу коллективы не способны достойно представить спектакли классического репертуара, требующие роскошных декораций и костюмов. А главное высокопрофессиональных солистов и отточенный, многочисленный кордебалет. Подобные гастрольные труппы девальвируют искусство.

В этом году вы отмечаете ваш творческий юбилей и, который пройдет в знаменитом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Это будет поистине большой праздник и огромная ответственность для всего коллектива. Как обстоит дело с «кузницей кадров» готовящихся в стенах знаменитых хореографических заведений?

— Мы стараемся поддерживать высокий уровень артистов «Русского балета». Для этого принимаем в труппу лучших выпускников крупнейших учебных заведений России – Московской государственной академии хореографии, Академии Русского балета им. А. Вагановой, хореографических училищ Новосибирска, Перми, Уфы и других городов. Конечно, молодые артисты еще далеко не все могут, уже в театре они получают сценический опыт, совершенствуют свое мастерство, готовя партии. Каждый наш артист может вести спектакль, но это право надо заслужить.

Встречи с прекрасным

Вы гастролируете в разных уголках бывшего Союза и за рубежом. Чувствуете у людей ностальгию по российскому балету?

— К балету, мне кажется, сейчас не то доброе отношение, которое царило раньше. И такое положение не только в России. Раньше было море улыбок, цветов, подарков, прекрасных статей. Сейчас все проходит спокойно. Это связано с тем, что русский балет раньше больше уважали. Попасть на балет было просто невозможно. Люди, чтобы приобрести билет, сутками простаивали у касс. Искусство развивается только тогда, когда высшая власть заинтересована в этом. Предвижу ваш вопрос о высшей власти. Да, в 2007 году я был избран депутатом Московской областной Думы и сейчас возглавляю комитет по культуре. И все вместе мы стараемся исправить то, что предшествовало этим годам. Стараемся возродить имидж культурной России. Ее культурных учреждений, оперных, драматических и балетных театров, музеев, домов культуры, библиотек, эстрадных и симфонических коллективов.

А ностальгия… Она всегда будет у людей. Но не по СССР, а по той духовности, которую мы в себе носим. И что бы ни случилось, мы должны ее сохранить в себе. По натуре я оптимист. Надо, чтобы жизнь обрела приемлемые для человека формы. Наши дети должны жить нормально. Они же не просят чего-то особенного. Просто они должны быть уверены в том, что страна защищает своих граждан, думает и заботится о них.

Как известно большая часть соотечественников переехала на постоянное место жительства в Америку, Израиль, Германию. У вас много друзей в Германии?

— А как же. Меня с Германией, за время наших ежегодных гастролей, связывает многое. Здесь живут уже несколько десятков человек, которые работали в нашем театре. Этот процесс естественный, и мы не осуждаем этих людей и право каждого человека – жить там, где он хочет. В Германии, живут Олег Попов и Софья Губайдуллина, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, а также многие другие известные российские артисты и наши соотечественники. При встрече мы обнимаемся, целуемся – ведь столько лет проработали вместе. Я вспоминаю с благодарностью о прошлом. О людях, с которыми начинал, которые в свое время помогли мне. О своих удачах и неудачах. Живу с этим багажом. Профессия у нас жесткая. Но у меня все в жизни происходило само собой. И если я не нравился руководству, то не обижался, это ведь, как в любви, не поймешь и не объяснишь, почему нужна одна, а не другая. Но я знаю, что мое ко мне придет. Вернее, уже пришло. И нет смысла заглядывать на чужое.

Значит, вы фаталист?

— Может, и так.

Плывете по течению?

— Нет. Я не боюсь менять свою жизнь. Главное – кто рядом со мной.

Вячеслав Михайлович, скучаете по сцене?

— По сцене скучаю, лучше сказать — тоскую, хотя понимаю реалии. Всему свое время.

Что бы вы пожелали читателям?

— Мы с вами, Александр, встречаемся не впервые. Как и в тех моих ответах, так и сейчас я бы хотел, чтобы зрители не забывали, что есть такая страна – Россия. Очень красивая, добрая, со своим хрустальным зимним утром. И, как мне кажется, горячо любимая. И не забывали, что есть театр «Русский балет, который с большой радостью выступает, особенно перед теми, кто живет в дальнем и ближнем зарубежье. И встреча с нашим театром является для них встречей с Россией. Пусть встречи с прекрасным будут для них как можно более частыми, и помогают не терять оптимизма при не благоприятных жизненных коллизиях.

Александр ТОМАС

На фото:

Народный артист СССР Вячеслав Гордеев

Самара today

*