26 мая в с. Красный Яр на базе общеобразовательной школы комитет по здравоохранению, образованию и социальной политике Самарской Губернской Думы провел думские слушания на тему: «Сельская школа – проблемы и перспективы». От депутатского корпуса Думы в их работе приняли участие председатель областного парламента Виктор Сазонов, председатель профильного комитета Николай Мусаткин, депутаты Николай Скобеев, Александр Колычев, Светлана Кузьмина. Также в число участников думских слушаний вошли министр образования и науки Ефим Коган, ректор Самарского государственного педагогического университета Игорь Вершинин, главы муниципальных образований, представители педагогических коллективов и родительских советов сельских школ, национальных общественных организаций.

Открыл думские слушания Виктор Сазонов. Он отметил, что на сегодняшний день на территории Самарской области действуют 932 государственных и муниципальных общеобразовательных школы, в которых обучается около 411 тысяч детей. Из общего числа образовательных учреждений 382 относятся к малокомплектным сельским школам, в которых получают образование порядка 14 тысяч учащихся.

С 2002 года, по инициативе Министерства образования РФ, в Самарской области проводится эксперимент по организации управления образованием на основе создания образовательных округов. Сегодня уже созданы 11 территориальных управлений Министерства образования и науки Самарской области, в которые входят все муниципальные образования области, за исключением Самары и Тольятти.

Процесс создания образовательных округов и реструктуризации сети малокомплектных школ тесно связан со значительным снижением численности обучающихся в системе общего образования. За период с 2001 по 2003 годы число школьников уменьшилась на 40,1 тыс. человек, в том числе обучающихся в 1-4 классах – на 3,6 тыс. человек.

За это время на территориях, вошедших в образовательные округа, были закрыты 22 малокомплектные начальные образовательные школы, 22 основные общеобразовательные школы реорганизованы в начальные, 2 средние общеобразовательные школы реорганизованы путем присоединения к другим учреждениям среднего общего образования.

Уже сегодня видны некоторые итоги реформы. Это и отсутствие долгов и задержек по зарплате работникам образования, и то, что бюджет по образованию исполняется на 100%, и повышение эффективности использования бюджетных средств, и увеличение наполняемости классов в сельской школе с 10 до 15 человек. А главное, у детей из сельской глубинки появилась возможность получать образование качественно более высокого уровня. В образовательных центрах для этого созданы все условия: подобран квалифицированный педсостав, оборудованы компьютерные классы, закуплена новейшая методическая литература, организована работа внешкольных кружков, спортивных секций.

Депутаты Самарской Губернской Думы уделяют большое внимание проведению образовательной реформы в Самарской области. В губернии реализуются такие областные целевые программы, как «Малокомплектная сельская школа в Самарской области в 1997-2005 годах» (в областном бюджете на 2004 год на ее финансирование предусмотрены средства в размере 82 тыс. рублей); «Информатизация системы образования Самарской области на 2003-2005 годы» (областной бюджет на 2004 год – 16 150 тыс. рублей); «Обеспечение транспортными средствами образовательных учреждений Самарской области в 2003-2005 годах» (областной бюджет на 2004 год –27 120 тыс. рублей). В целом в областном бюджете на 2004 год по разделу «Образование» предусмотрены средства в размере 3 392 185 тыс. рублей.

Однако анализ состояния сети сельских школ и действия новой модели образования позволяет выделить и ряд слабых мест.

Одной из основных проблем сельских школ являются трудности, связанные со школьными перевозками: наличие на школьных маршрутах необслуживаемых дорог, отсутствие во многих сельских районах подъездных асфальтированных дорог до школы, неудовлетворительное содержание площадок посадки и высадки учеников, износ автобусов, нехватка квалифицированных водителей.

Заслушав все точки зрения, участники думских слушаний сошлись во мнение, что реструктуризацию малокомплектных сельских школ необходимо проводить с учетом мнения населения, социально-экономических и климатических особенностей территорий, а также перспективы развития муниципальных образований. У учеников должен быть выбор, где получать образование. Задача же власти – создать для этого все условия.

В этот же день Виктор Федорович Сазонов поздравил с 100-м юбилеем старейшую жительницу села Красный Яр Гликерию Петровну Фролову.

В свой вековой день рождения Гликерия Петровна встретила гостей в Красноярском Центре дневного пребывания для пожилых людей и ветеранов. По словам главы Красноярского района Геннадия Демченко, односельчанам следует брать пример со старейшей жительницы села. Всю свою жизнь она активно занималась общественной деятельностью. Более восьми лет работала присяжным заседателем в суде. В 30-м году вступила в партию и по сей день является ее членом. Сегодня Гликерия Петровна полна жизненных сил и энергии. Она сама ухаживает за приусадебным участком, до последнего времени разносила соседям почту.

Спикер пожелал юбилярше крепкого здоровья, подольше оставаться в строю и прожить, как минимум, еще 50 лет. От имени всего депутатского корпуса областного парламента Сазонов вручил Гликерии Петровне цветы и подарки – чайный набор и часы с символикой Самарской Губернской Думы, сообщает пресс-служба Самарской губернской думы.

*