31 июля Народному артисту СССР, легенде советского цирка Олегу Попову исполняется 80 лет, более 60-и из которых на арене цирка. Цирк Самары назван в его честь. Далеко не всем известно, что всемирно известный клоун, Народный артист СССР Олег Попов, являясь гражданином России, уже 20 лет живет и работает в Германии в небольшой немецкой деревушке вместе с женой Габриэлой.

Именно Габи Леманн помогла Олегу Попову пережить то трудное время, предложив ему погостить у нее, пока не нашелся с предложением о дальнейшей работе новый импресарио. На гастроли в Голландию они поехали уже вместе, вскоре став мужем и женой. Сегодня Олег Попов – влюбленный клоун, а Габриэла вместе с мужем выступает в одной цирковой программе с Большим государственным русским цирком.

Олег Константинович не очень-то любит шумихи вокруг собственной персоны и уж тем более встречи с прессой. Для меня же было сделано исключение. На пороге своего ранчо меня встретил сам юбиляр, в жизни обаятельный, бодрый и подтянутый человек. Радушно улыбаясь, проводил в гостиную и предложил чай на травах.

Перелистывая годы

Олег Константинович, как Вам удается в таком-то возрасте быть в отличной форме. В чем секрет Вашей молодости?

— Не буду скрывать – ты не первый, кто мне намекает на то, что для своих лет я слишком хорошо сохранился (улыбается…). Славу Богу, пока я полон энергии и по сравнению со многими своими ровесниками чувствую себя не плохо. Я особенно не ощущаю возраста, хотя чисто физически — того, на что был способен, к примеру, лет в 20, теперь сделать не смогу — даже пробовать не буду. А секрет отличной формы в том, что материально я ни в чем не нуждаюсь. Поскольку я живу не на пенсию, я не терзаюсь мыслью: «Что кушать завтра?». Уверенность в завтрашнем дне – вот залог отличной формы. Здоровьем меня Бог не обделил. И уж тем более не ощущаю себя человеком, дожившим до такого возраста. Посмотри на меня, неужели еще есть вопросы?

Это ж вдуматься только, Олег Константинович! Ведь Вы – целая эпоха в нашем сознании.

— Да, это и вправду немного удивляет: Сталин — Хрущев – Брежнев – Андропов – Горбачев. И при этом… Кеннеди – Рейган. А в Германии: Гельмут Коль, Герхард Шредер, Ангела Меркель, кто другой… Вот такая мировая политическая палитра того и нынешнего времени… Сталинское время, потом детство и юность – военное время: страх, голод, холод, уносящие тысячи жизней либо в лагеря, либо на войну, но в любом случае почти наверняка на смерть. Это было страшное время. Оно не обошло своей косой и нашу семью, зацепив, прежде всего родителей. Папа работал на Втором московском часовом заводе механиком, и как мне рассказывала бабушка, на заводе делали какие-то специальные часы для Сталина и с ними что-то там случилось. А посему многих работников завода забрали в неизвестном направлении, и папу моего тоже. Он и умер в тюрьме.

У нас была тяжелая жизнь. Жили мы с матерью, мягко говоря, бедновато. Потом пришла война… Я все время мечтал наесться. Для этого на Салтыковке продавал мыло, которое варил сосед по квартире. И меня всегда преследовала мечта – когда война закончится, буду есть белый хлеб с маслом и пить чай с сахаром… Еще помню, как во время войны ел кашу, а мама плакала глядя на меня. Намного позже узнал, что от голода. Она отдавала мне последнее.

В репризах и сценах Попова раскрылась многогранность таланта большого клоуна, которому под силу оказались не только ярко комедийные, но и остросатирические шутки, антре на актуальные бытовые и общественно-политические темы. Лирические, поэтические настроения удавались артисту ничуть не хуже. Это особенно проявилось в лирической, немного грустной пантомимической репризе «Луч», исполненной впервые в 1961 году. Этой сценкой Олег Попов доказал, что клоун не только смешной и высмеивает пороки, но может дотянуться до самого сокровенного в душе человека, может пробуждать в нём доброту и нежность.

Олег Константинович, какая из всех Ваших реприз самая любимая?

— Все мои репризы для меня любимы, как дети, потому что они у меня мелодичные, спокойные, философские. Но, безусловно, среди них есть наиболее дорогие. И это, прежде всего «Луч». Когда я выхожу на арену цирка, и солнечный луч светит на меня, то я в нем греюсь. Затем я его собираю в корзинку. А, уходя с манежа, я поворачиваюсь к зрителям и отдаю этот луч им. Так что этот пойманный в авоську солнечный луч – мой самый дорогой и любимый номер. Однажды во время проповеди в одной из церквей Германии эту сценку упоминали как пример гуманизма и человечности.

— Вы были учеником Карандаша. Что почерпнули для себя у великого мастера клоунады?

— Я учился клоунскому мастерству у таких лучших мастеров клоунады как Берман, Вяткин, Карандаш. Но лучше Карандаша никого не было. Ой, какой же он был маленький и смешной! Ну, просто умора! Карандаш мне очень нравился: я у него многому научился, хотя он и немножечко «принимал»… Но в те времена это как-то так… даже принято было. Некоторые без этого на арену не выходили. Мне, слава Богу, удалось этого избежать. Помогало то, что выступал я все-таки на проволоке. Конечно же, я восхищался трудолюбием Карандаша. Он всегда был занят каким-то делом, постоянно был на манеже. Я видел, как он много трудился, отсюда у меня любовь к клоунаде и труду.

Семейный цирк Поповых

Жизнь циркового артиста проходит в постоянных разъездах – не трудно Вам справляться с ними, Олег Константинович?

— Когда находишься в постоянных переездах, главное – реквизит не растерять. Несмотря на то, что мы цирковые артисты, живем на колесах, у каждого из нас есть дом, о котором часто думаешь и в который всегда можно при желании вернуться. Вот что интересно: мужчина-артист может жениться на ком угодно – на артистке или, скажем, на зрительнице, с которой познакомился в каком-нибудь городе как я, например (улыбаясь, подмигивает). И жена при этом обязательно будет ездить вместе. Будет работать с ним на манеже или просто сопровождать в поездках, заниматься хозяйством, готовить пищу, рожать детей. Вот так и формируются многие цирковые семьи.

Большинство артистов, если они семейные, путешествуют вместе. Мы прекрасно понимаем, друг друга, одинаково устали, у нас один и тот же ритм жизни, и вообще, когда я на манеже, мне плевать, что там у меня на кухне творится. Когда ты полгода и более в дороге, то ты рад тому, что просто оказался дома. Здесь самый лучший отдых.

Вы по духу уже европейский человек или все-таки русский?

— …А я и сам не знаю. Вроде бы, да и вроде бы нет…

Ведь все-таки прижиться здесь – это во многом поменять себя…

— Да, это так, но в Германии легко прижиться. Мне здесь нравится. Да и условия жизни у меня очень даже нормальные. Если человек думает о завтрашнем дне – ему просто некогда думать о ностальгии. Особенно, когда я занят своей работой – тогда не до ностальгии. Родина, конечно, есть родина, которую я никогда не забуду. Поэтому и гражданство, и паспорт у меня российские.

Каждый день читаю в прессе о том, что знаменитые российские артисты живут лишь на скромную мизерную пенсию. И то, что российские актеры старшего поколения не могут рассчитывать ни на какие дополнительные дивиденды от своих прежних заслуженных работ, несмотря на то, что фильмы и спектакли с их участием имеют не меньшую популярность, чем 30-40 лет назад. Этих денег естественно не на лекарства, не на прожиточный минимум не хватит. А если нельзя изменить закон, то для таких знаменитых людей может быть можно установить персональную пенсию, достойную его? Без унизительных процедур для пенсионного фонда, как от меня постоянно требуют с проверками: жив ли человек на самом деле или нет? Ведь таких людей можно по пальцам пересчитать. И не давать им умирать в нищете и бедствии, как это случилось со многими из них.

Роковые совпадения

— Вы были первым советским клоуном, которого выпустили за границу?

— Да, это было в 1956 году, тогда Московский цирк поехал в Варшаву на фестиваль молодежи и студентов, где я выступал как молодой клоун. Мы имели большой успех у публики. И, как говорится, по просьбе товарищей наши гастроли продлили еще на один месяц. С Московским цирком на Цветном бульваре я объездил весь мир. Впечатление, конечно, колоссальное: Париж, Лондон, Амстердам, Брюссель, Нью-Йорк, Вена. Какой еще другой театр со своей труппой побывал в стольких странах, как Московский цирк? Ну, может быть, только Большой театр.

— Как-то Вы рассказывали, что многие Ваши приезды в другие страны были омрачены какими-то недоразумениями?

— Было такое дело! Когда я выступал в Баку – умер Сталин. Тогда несколько месяцев продолжался негласный траур. Смех был под запретом. Но Баку от Москвы далеко. Местный директор цирка рискнул. Правда, сказал: «Ты давай тихонечко. Без особого юмора!» Публика действительно принимала меня на ура. Когда должен был выступать в Монте-Карло и получить «Золотого клоуна», то в это время советские войска вошли на территорию Польши, и польский оркестр не подыгрывал мне в выступлениях – фонограмму не включили, музыку играли другую, осветитель освещал не меня, а лишь купол или стены. А я никак не мог понять – почему? И совсем не знал, что что-то случилось на политической арене мира. Но публика поддерживала меня своими аплодисментами. Она все поняла: я не политик, я артист. А вечером после получения награды я так расчувствовался из-за всего этого, что заплакал от обиды. Другой случай. Приезжаем в Америку, а там убивают Кеннеди. Освальд – бывший гражданин Белоруссии, который ранее проживал в Минске. Значит, и Президента убили русские. Целую неделю нам не разрешали выходить из отеля. Приезжаем на Кубу – попадаем в блокаду. Карибский кризис! Надо уезжать, а нас не выпускают. Прилетал Микоян на переговоры к Фиделю Кастро, уговаривал отдать ракеты. В общем, приключений было немало.

Но и приятных встреч было предостаточно. Это было в 1964 году в Венеции. Наш цирк работал тогда в Турине. И в одной из газет прочитали, что Чарли Чаплин отдыхает в Венеции. Ну, мы втроем (директор цирка, дрессировщик Филатов и я) поехали к нему в отель, договорившись заранее о встрече, чтобы пригласить маэстро на наше представление. Сидим, ждем. Вдруг по лестнице спускается в белом костюме сам Чарли Чаплин. Мы поздоровались и что самое интересное, мы не знали английского языка, а он ни слова по-русски. И все же мы полчаса о чем-то говорили и много смеялись. Мы сфотографировались на память. Так я увидел «живьем» и познакомился с всемирно известным комиком Чарли Чаплиным – кумиром моего детства. А позже он прислал фотокарточку с дарственной надписью, правда, на английском языке. Чаплин для меня – как икона. Я по сей день восхищаюсь его непревзойденным талантом. Еще жизнь подарила мне встречи с такими удивительными людьми, как Марсель Марсо, Жозефина Беккер и многими другими знаменитостями.

— Вы принимали участие в Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло. Как Вам понравилась его юбилейная программа?

— Раньше меня приглашал Князь Монако Ренье, а после его смерти на 30-ый фестиваль меня пригласили его дети Князь Альберт и Принцесса Стефания, как почетного гостя и лауреата «Золотого клоуна» этого престижного в мире фестиваля. На этом конкурсе были представлены самые последние достижения циркового искусства со всей планеты. Я с большим интересом наблюдал, как общались два артиста, американский и испанский, они не столько говорили, сколько жестами показывали что-то друг другу, делясь опытом. Видеть все эти достижения, наблюдать общение мастеров между собой очень поучительно для молодежи. Мы, когда были студентами, бегали в цирк, все время учились у мастеров, старались повторить их номера, трюки, репризы. Соревновались друг с другом, стремясь сделать лучше. Уверен, что любой номер в Монте-Карло мог быть завершающим любой цирковой премьеры.

Молодое поколение – будущее цирка

— Вам, как ни кому другому, лучше известна талантливость и одаренность артистической молодежи, не так ли?

— Одаренных детей в цирковые училища поступает много, но трудно остаться в этой профессии, ведь талант – это еще не все. Не многие выдерживают ритм и нагрузки, ведь в цирке надо работать, даже пахать, я бы сказал. Впрочем, если хочешь стать профессионалом, в любой области нужно работать, не покладая рук. Часто, если не получился номер, цирковые артисты не спят ночами, много репетируют, чтобы завтра выступить лучше. К примеру, в немецких цирках неплохо работают российские артисты: клоун Гагик Аветисян, гимнастка Юлия Урбанович, дрессировщик Юрий Володченков, супруги Екатерина Маркевич и Антон Тарбеев-Глозман, артисты Елена Шумская, Михаил Усов, Сергей Тимофеев, Виктор Минасов, Константин Муравьев, труппы Рокашковых, Журавля и другие артисты выступают искренне и жизнерадостно. А сколько других не менее талантливых молодых российских артистов работает в других зарубежных цирках таких как, Ронкалли, Дю Солей, Флик Фляк, Кронэ, Кни, Роланд Буш. То, что они творят на манеже – великолепно.

Но это на Западе, а как обстоит дело в настоящее время с цирковым искусством в России? На этот вопрос утвердительного ответа пока нет, потому что российский цирк все еще находится не в лучшем своем состоянии. Раньше в системе Росгосцирка создавались лучшие номера и программы. А сейчас? Исчезли массовые акробатические номера, исчезает эксцентрика. А где новые имена клоунов? Мне рассказали, какие копейки получают артисты на вынужденном простое. В российской газете «Мир цирка» читаю: «Для работы в Корее требуются клоуны, акробаты (русская палка, трапеция, воздушный полет, каучук). Почему же не предлагается работа в России? Почему сегодня, несмотря на смену руководства, в Росгосцирк не рвутся так, как в Америку, Францию, Германию или Китай? Да потому, что не платят артистам той зарплаты, которую они заслуживают. На Западе гонорары в десятки раз выше.

Было время, когда ситуация была просто катастрофической, когда многие ведущие актеры, выпускники цирковых школ подписав контракт тут же по окончании учебы уезжали за границу. И уезжают, по сей день люди, которые постоянно с утра до вечера, ночами и днями отдают цирковому искусству все свои силы, всю жизнь, чтобы выйти на манеж и показать, на что способен человек в жизни. С одной стороны, приятно видеть профессиональное мастерство российской цирковой школы, с другой стороны, горько, что признание это для наших артистов возможно только за границей. Поэтому люди, обладающие в России полнотой власти, должны больше уделять внимание цирку и его кадровой системе.

— Что-то настроение у Вас, Олег Константинович, совсем не именинное. Неужели все так плохо? Ведь есть же что-то и хорошее на манеже. Что Вы могли бы пожелать, например, молодым, начинающим свой творческий путь как профессиональным, так и самодеятельным артистам цирка?

— Я ведь предупреждал: не надо такие темы поднимать! Впрочем, никогда не скрывал, что думаю. Другой вопрос, стараюсь не особенно распространяться в слух, сомневаюсь, будто слова хоть что-нибудь изменят. Я деловой человек. Люблю дело, которым занимаюсь, а вот бороться с непрофессионализмом, чужой глупостью устал. Просто, когда из жизни уходит что-то хорошее – это всегда грустно. Конечно, есть и приятные моменты. Я горд тем, что в России и других странах СНГ проводятся фестивали циркового искусства. К примеру, фестивали детских цирковых коллективов на базе Саратовского цирка, в Санкт-Петербурге, в Выборге, Ижевске, Туле, Екатеринбурге, Иванове и других городах России. К примеру, благотворительный фонд Владимира Спивакова пригласил в Москву самодеятельные цирковые коллективы со всей России. Ко Дню защиты детей юные эквилибристы и жонглеры, акробаты и эксцентрики, клоуны и иллюзионисты, велофигуристы и дрессировщики показали свое мастерство в цирковом представлении «Солнечный берег надежды», проходивший в стенах знаменитого училища циркового и эстрадного искусства им. Михаила Румянцева (Карандаша), которое в свое время я окончил. Среди участников фестиваля были и знаменитые на всю Россию руководители народных коллективов, посвятившие всю свою жизнь служению циркового искусства, воспитанию профессиональных артистов.

Мастер — золотые руки

На первом этаже Вашего дома Вы показывали мне мастерскую, где сами изготавливаете все, что Вам требуется для выступлений. Что интересного Вы сделали за последнее время?

— Шапку для мага, есть у меня такая реприза. Мой старый цилиндр порядком обносился, нужно было что-то другое придумать. Вот и колдовал над новым головным убором. Хочется, чтобы он был ярким и бросался в глаза. К сожалению, кепки тоже не вечны – я уже штук тридцать износил. Теперь сделал вечную – «металлическую» (смеется, показывая товар лицом).

Вы только эту шапку сами сделали или же весь свой реквизит сами мастерите?

— Все – сам! Когда начинаешь заказывать реквизит на стороне, люди не всегда понимают, чего ты хочешь, думают, что разговор идет о какой-то безделушке. А для артиста это – не безделушка, а орудие производства. Я рад, что у меня есть мастерская. Теперь, если я что-то придумаю, то могу, никому не мешая, в любое время пойти туда и сколько угодно работать. А уж если загорюсь, то могу не есть и не спать, только мастерить. Главное, чтобы интересно было.

А может у Вас и хобби есть?

— Кто-то из известных актеров сказал примерно так: «Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом, и мне за это еще платят деньги». Так вот наше хобби и наша профессия где-то сливаются. Хобби, по-моему, это своего рода побег от чего-то к чему-то. А мне просто нравится заниматься в свое удовольствие реквизитом, слесарным и плотническим делом, гулять на природе, посещать рынки, читать интересные книги, смотреть хорошие фильмы. Но только разве это можно назвать хобби?

Обычно, находясь дома или на гастролях, свой выходной Олег Попов проводит не на пляже или за городом, а… на городской свалке, где находит негодные в употреблении провода, железные прутья, трубы, алюминиевые листы, или на «блошином рынке», где выискивает старинные вещи. Затем приносит их в цирк или домой в мастерскую, где превращает весь этот «драгоценный» товар в реквизит или найдет какой-то необычный самовар или чайник, водопроводный кран, вычистит до блеска – и в собственный музей. У Попова золотые руки: он и электрик, и слесарь, и столяр.

Известна Ваша любовь, Олег Константинович, к «блошиным рынкам». Что для Вас немецкий «фломаркт»?

— Для меня не только немецкий «фломаркт», но и все другие рынки – золотой Клондайк. Там я нахожу все, что пригодиться мне для изготовления той или иной репризы. К примеру, смастерил часы. Выгнул из какой-то железки клетчатую кепку, прицепил свое фото, вставил часовой механизм… И знаешь, они замечательно ходят! Рынок — это то место, где можно встретить друзей, земляков, приятелей, коллег по работе. На блошином рынке можно встретить редкие антиквариаты, а также найти словари или энциклопедии. Для собирателей открыток, редких пластинок и аудиокассет с записью голосов звезд. Добротно представлена на немецких «фломарктах» тематика Второй мировой войны: каски солдат вермахта, ножи, офицерские кортики, ремни, бляхи – все то, что может пополнить фонды коллекционера.

Вы вообще когда-нибудь отдыхаете?

— Мне, льву по гороскопу — 80 лет…

Не верю!..

— И я не верю, поэтому никогда не отдыхаю. А чтобы днем прилечь поспать – да ни за что! Жизнь настолько хороша, что я не могу воровать у себя дни и часы. Я ложусь очень поздно и очень рано встаю, ведь мне нужно Чудо (собаку) выгуливать. Отдых – это не для меня.

История мирового циркового искусства насчитывает, наверное, немного случаев, когда артисты с именем, в таком возрасте, продолжали бы активно выходить на арену, не снижая высокой планки?

— Это все зависит от множества обстоятельств. Во-первых, от характера. Лично для меня жизнь без какого-либо дела невозможна. К счастью, так сложилась моя судьба, что и в солидном возрасте у меня есть работа, огромное количество дел, на которые мне иногда и 24-х часов не хватает. Во-вторых, любовь к искусству дает невероятную энергию, желание осуществлять, казалось бы, невозможное. Я хочу сказать, что, конечно, для всего этого необходимо здоровье. Я думаю, что буду выступать, пока мне позволит здоровье, и я буду находиться в надлежащей форме. Я очень люблю свою профессию, дорожу ею.

«Семейная вечеринка»…

…как окрестил ее сам виновник торжества, будет проходить в нюренбергском ресторане «Сапфир», который славится своей национальной кухней. Разумеется, торжество начнется при свечах, в перерывах которого будут звучать поздравления в честь юбиляра.

— Гостям этого вечера, — рассуждает юбиляр, — в обязательном порядке будут предложены окрошка, русский борщ и пельмени, манты и шашлык, а также блюда других национальных кухонь. — Среди приглашенных гостей будут люди разных национальностей: родные, друзья, коллеги по работу – испытанные и проверенные временем. Аккуратно и со вкусом накрытые столы приятно расположат присутствующих к непринужденным беседам и контактам, где гости будут петь, танцевать, фотографироваться на память. Думая, что все будет о, кей!

О чем Вы мечтаете сегодня, спросил на прощанье я у юбиляра?

— Сегодня у меня смешанное чувство. С одной стороны, слава тебе, Господи, дожил до 80-ти. С другой вроде, как и отдохнуть пора… Но я на пенсию не собираюсь. Пока я еще могу работать, надо работать. Все, что можно было взять от жизни, я получил. У меня нет осадка, что что-то не так сделал. Нужно быть оптимистом, уметь радоваться жизни и благословлять Бога, судьбу за каждый подаренный день, за луч солнца, за глоток воздуха, за цветы, которые стоят на столе, за возможность выходить на манеж и радовать зрителей. Ведь я еще нужен публике. Руки-ноги двигаются, голова работает, почему бы и нет? Но как только я почувствую, что больше публике не нужен, то, конечно, уйду.

Радостно за Олега Попова, нашедшего в Германии вторую родину, новых поклонников и верную жену Габриэль. И обидно за россиян, лишенных возможности видеть его на манеже, на сцене. Ведь для жителей бывшего СССР Олег Попов был символом радости и доброты. И все равно – для всего мира он навсегда останется русским клоуном, русским артистом.

Чтобы перечислить все его звания и награды, не хватит и отдельной статьи. Но достаточно произнести заветное имя: «Олег Попов», чтобы заставить сердце поклонника его искусства восторженно биться. Уже одним этим именем все сказано. С юбилеем вас, Олег Константинович! Удачи и здоровья Вам, наш любимый Солнечный клоун! Приносите людям радость, улыбку и смех так же, как Вы приносили их все эти годы. А мы с нетерпением будем ждать очередной встречи с Вами.

Александр ТОМАС, пресс-атташе артиста

Самара today

*