В Фонд обороны Знаменитая телеграмма Сталина безымянским авиастроителям: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб. Требую, чтобы выпускали побольше Ил-ов» всколыхнула не только Безымянку, но и всю Куйбышевскую область. В губернии начался сбор средств на строительство боевых машин.

Первыми собрали 138 тысяч рублей в фонд создания авиаэскадрильи «Валериан Куйбышев» жители Большеглушицкого района. Их поддержали многие предприятия, учреждения, колхозы области. К 10 февраля 1942 года в Фонд обороны от предприятий и трудящихся поступило более 24 миллионов рублей.

Всем хотелось дать Красной Армии свои собственные самолеты. Молодые рабочие карбюраторного завода строили эскадрилью «Куйбышевский комсомол». Коллектив Большого театра и куйбышевские мастера сцены создавали авиаэскадрилью «Советский артист». Учащиеся школ ФЗО собрали 36754 рубля на постройку самолета «Трудовые резервы». Даже дети области внесли 206 437 рублей на строительство штурмовика «Юный пионер». 11 января 1943 года в присутствии многочисленных делегаций трудящихся городов области состоялась торжественная передача эскадрильи «Валериан Куйбышев» военным летчикам.

Не собирались отставать от всех и сами самолетостроители. В марте 1943 года, после победы Красной Армии под Сталинградом, председателю ГКО И.В.Сталину было присвоено звание Маршал Советского Союза. Окрыленные успехами фронтовиков, работники завода № 1 дали слово выпустить сверх плана соединение штурмовиков «Маршал Сталин». При этом цех Журавлева обязался выпустить в марте 12 сверхплановых машин, цех Певзнера 3 машины, цехи Ратнера и Иванова по 2 штурмовика.

Чтобы внести личный вклад в строительство авиасоединения «Маршал Сталин», инженерно-технические работники, служащие и подсобные рабочие цеха, где начальником был тов. Иванков, решили после работы, а также в выходные дни встать к станкам и выпустить сверхплановые детали своими руками. У них это получилось. Контролеры цеха Иванкова дали продукции на 6 сверхплановых машин, нормировщики на 2. Даже диспетчеры и копировщицы дали деталей не менее чем на один самолет. Этот почин поддержали на всем предприятии. В марте коллектив завода выпустил полтора полка сверхплановых штурмовиков и завоевал Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

В те же дни по всей стране развернулось движение по сбору личных средств на постройку самолетов. Оно началось после известия о патриотическом поступке саратовского колхозника Ферапонта Головатого. Вот как это было.

Однажды к директору Саратовского авиационного завода И.С.Левину пришел человек в овчинном полушубке с мешком в руках и сказал, что хочет купить самолет и что он даже деньги с собой принес – 100 тысяч рублей. Директор слегка растерялся и стал звонить в обком ВКП(б). Там тоже не нашлись, что ответить и стали звонить в Москву, в штаб ВВС. Скоро оттуда пришла телеграмма: «Военный совет ВВС сердечно благодарит Ф.П.Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в Госбанк в Фонд обороны. Руководству завода выделить один из боевых самолетов Як-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник».

Ферапонт Петрович сам выбирал свой самолет в сборочном цехе, а потом попросил вручить его одному из своих земляков, воевавших в небе над Сталинградом. Машина досталась майору Б.Н.Еремину, бывшему токарю одного из саратовских заводов. Он на ней отлетал весь срок службы, а потом Головатый купил ему еще один ястребок. На этих двух яках Еремин сбил 8 вражеских самолетов лично и еще 15 – в групповых боях, а закончил войну под Берлином.

Сотни авиастроителей Безымянки и жителей города последовали примеру Головатого и сообща покупали боевые самолеты. Даже прихожане православных церквей области внесли в Фонд обороны 6,5 миллионов рублей, чем заслужили благодарность правительства.

Но был еще один крупный канал помощи населения Красной Армии — Государственные займы. 13 апреля 1942 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял постановление «О выпуске Государственного Военного Заема 1942 года на сумму 10 миллиардов рублей со сроком погашения 20 лет. Он выпускался «в целях привлечения дополнительных средств и финансирования мероприятий, связанных с войной с немецкими захватчиками».

Хотя заем назывался выигрышным, было оговорено, что выигрышными будут не все облигации, а только треть из них. Поэтому люди не горели большим желанием подписаться на заем, и распространение облигаций осуществлялось добровольно-принудительным порядком. Заводская газета «Сталинец» призвала рабочих, ИТР и служащих отдать взаймы государству свой месячный заработок. Коммунисты проводили в цехах разъяснительную работу. В итоге многие рабочие завода имени Сталина подписались даже больше чем на месячный заработок. И в целом по заводу подписка составила 107 процентов к среднемесячному заработку. Отличились коллективы цехов Васильева, Гладкова, Городецкого, Мельникова и других.

Помимо перечисленных были и другие примеры вложения личных средств в Фонд защиты Отечества. Трудящиеся Куйбышевской области вносили в Фонд обороны личные вещи и драгоценности: золото, серебро, платину, антиквариат. К февралю 1942 года в Фонд обороны от населения страны поступило 11 килограммов платины, 87 килограммов золота, 7151 килограмм серебра, много драгоценных вещей.

В патриотическом движении по сбору средств для Красной Армии участвовала и православная церковь. Духовенство и христиане Куйбышева внесли в Госбанк на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского более одного миллиона рублей деньгами, а также золото и серебряные вещи. Кроме того, от Куйбышевского кафедрального собора и верующих в Фонд обороны было внесено 1 558 742 рубля, на эвакуированных детей -133 000 рублей, на подарки бойцам Красной Армии — 80 000 рублей. Об всем этом было доложено Верховному Главнокомандующему. В ответ И.В.Сталин передал Архиепископу Куйбышевскому Алексию искренний привет и благодарность за заботу о Красной Армии.

(Продолжение следует)

Первые публикации темы здесь:


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 1)

Огромная территория к Востоку от Самары, на которой ныне располагаются предприятия и жилые массивы Безымянки, в начале прошлого века практически пустовала. Местность здесь была ровная, с небольшими перелесками. За свое плоское строение она получила у жителей Самары название «Подъ», по аналогии с той части русской печи, на которой пекли подовый хлеб. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 2)

Первые дни войны В полдень 22 июня 1941 года Советское правительство по радио известило страну о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. На всех заводах Куйбышева прошли митинги с призывами дать опор врагу и увеличить выпуск военной продукции. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 3)

Самые тяжелые дни Враг все ближе подступал к столице. 15 октября 1941 года Государственный комитет обороны в Москве принял трудное историческое решение. Вот оно дословно: >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 4)

Смежники В дни, когда на эвакуированных в Куйбышев заводах № 18 и № 1 шла сборка первых самолетов Ил-2, на моторостроительном заводе № 24 уже испытывали несколько двигателей к новым штурмовикам. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 5)

Как создавался Ил-2 О живучести самолетов Ил-2 сложены легенды. На одном из вернувшихся из боя штурмовиков авиакорпуса генерала Н.П.Каманина механики насчитали более 500 пробоин. После ремонта самолет снова ушел в бой. Пришло время подробнее рассказать о том, как создавался и что представлял из себя легендарный штурмовик Ил-2. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 6)

Штурмовик Ил-10 Самолеты Ил-2 всю войну были эффективным оружием для борьбы с танками и другой немецкой военной техникой. В 1943 году в дополнение к ним КБ Ильюшина разработало еще более мощный и совершенный самолет Ил-10. Это был тяжелый штурмовик — цельнометаллический бронированный моноплан, воплотивший в себе все лучшие качества самолета Ил-2. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 7)

Испытатели Свою первую продукцию — самолеты Ил-2 и МиГ-3 безымянские авиастроители отправляли на фронт сначала в разобранном виде, по железной дороге. Это было дорого и долго, но другого выхода не было: у авиационных заводов № 1 и № 18 аэродром существовал только в проекте. Его начали строить лишь весной 1942 года, и рождался он в трудных условиях. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 8)

Подшипники для танков Во время первого воздушного налета на Москву 22 июля 1941 года множество немецких «зажигалок» упало на главный корпус 1-го государственного подшипникового завода, а также на кузнечный цех, цех точных подшипников, компрессорную и склад лесоматериалов. Ночные налеты стали регулярными и в конце июля было принято решение об эвакуации завода в восточные районы страны. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 9)

По законам военного времени 26 декабря 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР. В нем говорилось, что рабочие и служащие военных предприятий объявлялись на период войны мобилизованными и отвечали за дисциплину труда по законам военного времени. Самовольный уход с работы квалифицировался как дезертирство и карался тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 10)

Вести с фронта Письма с фронта. Как их ждали, как радовались им, знает лишь поколение, пережившее войну. Почтальоны, разносившие почту, хорошо отличали «живые» письма от «казенных» — похоронок, и радовались «живым» вместе с их получателями. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 11)

Чай из тарелки Именно так, в тарелках, подавали чай в столовой №1 завода имени Сталина осенью 1944 года. А что делать? Рабочие требуют чая, а посуды нет… >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 12)

*Быт рабочей Безымянки Семьи эвакуированных из Москвы работников авиазавода № 1 из-за отсутствия свободного жилья сначала размещали по всему Куйбышеву и даже в пригородных районах. Очень многие семьи эвакуированных жили в Доме промышленности и Доме сельского хозяйства.

* «Второй фронт» >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 13)

Помощь освобожденным районам Для куйбышевцев Сталинград был не просто город на Волге. Его защищали более 500 воинских частей и подразделений, сформированных под Куйбышевом. Куйбышевская область далеко не одна оказывала помощь освобожденным территориям страны. Но она раньше других начала восстановление разрушенного фашистами народного хозяйства. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 14)

* Авиационный институт Все безымянские предприятия Авиапрома испытывали острый недостаток инженерных кадров. В Куйбышевской области до войны действовало 8 вузов и 35 техникумов, но среди них не было ни одного учебного заведения авиационного профиля.

* В нашем клубе заводском В первые месяцы войны работникам Безымянки было не до развлечений. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 15)

«Говорит Москва» На девятый день войны, 1 июля 1941 года Совнарком СССР принял решение о строительстве близ Куйбышева новой сверхмощной радиостанции. Новая строительная площадка под Куйбышевом была найдена в рекордно короткие сроки — на шестнадцатый день после выхода правительственного постановления. В августе у села Ново-Семейкино Красноярского района начались земляные работы. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 16)

В Фонд обороны Знаменитая телеграмма Сталина безымянским авиастроителям: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб. Требую, чтобы выпускали побольше Ил-ов» всколыхнула не только Безымянку, но и всю Куйбышевскую область. В губернии начался сбор средств на строительство боевых машин. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 17)

На мирные рельсы День Победы не был неожиданным для трудовой Безымянки. Все знали, все чувствовали, что войне скоро придет конец, не знали только когда. И не думали, что это может случиться так скоро. Но вот 8 мая по радио пришло известие о подписании акта о капитуляции Германии. А 9 мая по всей стране прокатилось долгожданное известие об окончании войны. Радости не было предела. Люди плакали, обнимались, целовались, пели. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 18. Финал)

Жизнь без войны Даже в условиях послевоенной разрухи, продолжающегося голода и всеобщей дороговизны лето 1945 года было счастливейшим временем для всей страны. Возвращались полные сил и желания работать фронтовики. На выпуск гражданской продукции переходила промышленность. На полях созревал неплохой по тому времени урожай. >>>


Самара today