Подшипники для танков Во время первого воздушного налета на Москву 22 июля 1941 года множество немецких «зажигалок» упало на главный корпус 1-го государственного подшипникового завода, а также на кузнечный цех, цех точных подшипников, компрессорную и склад лесоматериалов. Ночные налеты стали регулярными и в конце июля было принято решение об эвакуации завода в восточные районы страны.

Для этого в Саратов, Куйбышев, Томск и Свердловск были направлены специалисты, которые должны были выбрать подходящую промплощадку.

Куйбышев был лучше обеспечен энергией, жильем, подъездными путями. К тому же здесь имелась практически готовая производственная база — Линдов городок, в котором размещалась воинская часть, городские склады и гаражи. В Куйбышев были срочно направлены главный инженер Г.Б.Лурье, проектировщики и инженеры-строители. Им предстояло подготовить проект завода, рассчитанный на выпуск пяти миллионов подшипников в год.

Началом биографии будущего 4 ГПЗ и его филиала на Безымянке можно считать 8 сентября 1941 года, когда в Куйбышев пришел первый эшелон с оборудованием московского подшипникового завода. Эшелоны прибывали один за другим, их было ровно шестнадцать. К концу месяца на разгрузочных площадках стояло около четырех тысяч станков. В бывшем вещевом складе Линдовского городка разместили автоматно-токарный цех, в другом складском помещении — цех точных подшипников. Сами работники завода с семьями разместились в солдатских казармах.

Подшипники были остро нужны для производства военной техники, поэтому от москвичей срочно требовали готовой продукции. Директору Первого подшипникового завода тов. Юсим было приказано восстановить производство подшипников для авиации, танков и автомобилей в первую очередь, раньше всех других заданий, имеющихся у завода. Для этого Государственный Комитет Обороны запретил без ведома Правительства загружать подшипниковые заводы другими заказами.

В начале октября москвичи выточили первую сотню подшипниковых колец. А 21 октября из них а также из деталей, привезенных из Москвы, собрали пробную партию подшипников. Ровно через месяц, 21 ноября 1941 года на оборонные заводы страны была отправлена первая промышленная партия – 70 тысяч штук шариковых подшипников. Это был важный совместный вклад москвичей и куйбышевцев в оборону страны. Но уже 28 декабря 1941 года Куйбышевскому подшипниковому заводу была установлена напряженнейшая программа производства на 1 квартал 1942 года — 1,65 млн. штук подшипников. (ГАСО. Ф. Р-4300. On. 5. Д. 1. Л. 2. Копия.)

Однако свой январский план 1942 года — 250 тысяч подшипников — 1ГПЗ не вытянул, дал только 220 тысяч штук. Заводы в Саратове, Свердловске и Томске тоже не выполнили заданий.

По этому поводу было принято специальное постановление СНК СССР. В нем говорилось, что особенно неудовлетворительно обстоит дело с выпуском подшипников для авиации и танков: месячный план по подшипникам для авиации за 25 дней января выполнен на 31,3% , а по подшипникам для танков на 53,8%. Восстановление подшипниковых заводов проводится неудовлетворительно: из 3000 единиц оборудования, эвакуированного на Куйбышевский подшипниковый завод, на 25 января 1942 г. установлено 1126 ед., а введено в действие только 850 ед.

Для обеспечения растущей потребности заводов танковой и авиационной промышленности в подшипниках директора Куйбышевского подшипникового завода т. Юсим обязали в 2-х декадный срок закончить монтаж цеха точных подшипников, организовав в нем производство точных авиационных и танковых подшипников с выпуском с 25 марта 1942 г. по 2000 шт. в сутки. Чтобы выполнить напряженные задания, директор КПЗ отдал приказ об объявлении рабочими и выходные дни с предоставлением выходных в более поздние сроки. (ГАРФ.Ф.5651.Оп.25.Д.176.Л.133)

24 января 1942 года вышло еще одно постановление СНК СССР, в котором говорилось о Куйбышевском подшипниковом заводе: «Обязать Наркомстрой (т. Гинзбурга) закончить к 15 февраля 1942 г. все санитарно-технические и электромонтажные работы по приспособлению под производство подшипников в помещениях Линдова военного городка, а также к 15 февраля 1942 г. построить кузнечный цех на площадке завода «Трактородеталь» в г. Куйбышеве».

Жесткие сроки заданий по выпуску авиационных и танковых подшипников заставили руководство завода искать дополнительные мощности для своего производства. На Безымянке был обследован завод НКПС имени Куйбышева. Здесь решено было разместить производство танковых подшипников. 18 марта 1942 года на этой площадке была собрана первая партия продукции. Так родился 9ГПЗ, будущее акционерное общество «Самарский подшипниковый завод».

Первому директору этого филиала Л.М.Астринскому в августе 1942 года было приказано помимо подшипников начать выпуск корпусов 120 мм мин. В августе их предстояло отгрузить 15000 шт., в сентябре — 15000 шт. Сдачу корпусов мин предписывалось производить ежедекадно равномерными партиями.

Производство это было чисто военное, оно давало некоторые льготы работникам предприятия. Поэтому начальнику ОРСа филиала КПЗ т. Полонскому предписывалось организовать для рабочих, занятых на литье мин, улучшенное питание, «обеспечив дополнительное питание хлебом (без погашения талонов в карточках), согласно Постановлению ГКО».

На основной площадке КПЗ в Линдовом городке между тем шла работа по наращиванию выпуска продукции. Для этого дорабатывалось, усовершенствовалось привезенное из Москвы оборудование. В результате в 1942 году план по выработке на 1 рабочего был выполнен на 162,8%. План снижения себестоимости, установленный в размере 10,6%, выполнен на 11,2%, чем была создана дополнительная экономия в размере 106 тыс. руб. Завод получил экономию фонда зарплаты в размере 700 тыс. руб., или 5% к плану. Рентабельность от реализации продукции составила 117,6% к плану, а чистая прибыль 101,3% к плану.

Этот труд был высоко отмечен. В августе 1942 года за успешную производственную деятельность Куйбышевский подшипниковый завод был награжден переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны, а в январе 1943 года вышел Указ о награждении предприятия и его лучших работников.

За годы войны Куйбышев выпустил 44,3 миллионов подшипников. По сути, наш город стал центром всей подшипниковой промышленности страны. При этом 4-й ГПЗ и его филиал не только обеспечивали оборонные заводы своей продукцией, но и помогали встать на ноги другим предприятиям своей отрасли. Кроме того, они помогали станками, инструментом, оборудованием, различными материалами восстанавливать народное хозяйство в освобожденных от фашистов районах страны.

О людях творческой мысли. Свою главную продукцию – самолет Ил-2 – трудовая Безымянка дорабатывала и совершенствовала всем миром до самого конца войны. Лучший штурмовик Второй мировой год от года становился все более защищенным, маневренным, надежным, хорошо вооруженным и многоцелевым. Таким его делали не только конструкторы ильюшинского ОКБ, но и инженеры, технологи, многочисленные рационализаторы и изобретатели безымянских заводов.

Уже в первые месяцы войны в конструкцию Ил-2 было внесено множество изменений, повышающих надежность машины и ее боевую мощь. Прибывший из Тулы завод № 454, работая на Безымянке, внес 683 конструктивных изменения в свои пулеметы и авиационные пушки, повышая их скорострельность и безотказность. Московский моторостроительный завод, переехав в Куйбышев, подготовил для штурмовика усовершенствованный двигатель АМ-38ф. За этот мотор его конструкторы А.Микулин и М.Флисский были удостоены Сталинской премии.

В 1942 году на Ил-2 было модернизировано бомбардировочное вооружение. Самолет стал принимать значительно больше мелких бомб кумулятивного действия, которые были хорошим оружием в борьбе с немецкими танками. А в конце 1942 года штурмовик получил еще и бронебойные снаряды калибра 14,5 миллиметра.

Весной 1943 года Ил-2 стал двухместным. Для стрелка была разработана новая удобная турельная установка. Конструкция самолета была усовершенствована: смещены назад консоли крыла, улучшена центровка. А для достижения максимальной скорости более тщательно стала обрабатываться вся поверхность самолета.

В 1944 году аэродинамика штурмовика изменилась в лучшую сторону благодаря 64 конструктивным изменениям по крылу, фюзеляжу, оперению, доработке винтомоторной группы. В моторах Ил-2 стали применяться новые сплавы, в полтора раза увеличившие ресурс двигателей. А новая броня стала лучше защищать летчиков от вражеских пуль и снарядов.

Конструкторам ОКБ Ильюшина активно помогали совершенствовать штурмовик Ил-2 работники заводов № 1 и № 18. Воронежцы широко внедряли многоместные приспособления для обработки деталей, применяли литье под давлением, многоместные кокили. Они разработали сплав АЛЗ-АТ, внедрение которого дало большую экономию чушкового алюминия и электроэнергии. Очень много хлопот доставляла сборка бронекорпуса самолета, изготовленного из сверхпрочной стали. Ее не брали лучшие твердосплавные сверла, и чтобы просверлить отверстия для установки приборов приходилось работать до седьмого пота, все время меняя дорогостоящий инструмент. Проблему решил начальник бюро техконтроля Т.Т.Потеряхин. Он предложил затачивать сверла с двух углов, разгрузив длину режущей кромки. И дело пошло, выпуск бронекорпусов стал поточным.

На заводе № 1 активно развивалась конвейерная сборка узлов самолета. В цехе Шванкова конвейер позволил сократить время сборки кранов с 264 минут до 66. Качество сборки при этом повысилось. В цехе Мельникова конвейер помог снизить трудоемкость на сборке балки ДЕР-3 на 39%. А в цехе нормалей поточное производство анкерных гаек снизило трудоемкость их изготовления на 60%.

На заводе имени Сталина рационализаторы ежегодно давали предприятию экономию от 3 до 6 миллионов рублей. Каждый труженик стремился перевыполнить свои задания. В цехе Сатина по предложению рационализатора Ступина был внедрен штамп для пробивки 37 отверстий в одной из деталей штурмовика. Раньше отверстия делались вручную сверлом диаметром 2 миллиметра. По новой технологии деталь стала изготавливаться в 40 раз быстрее. В цехе Равиковича конструктор Мельников предложил изготовить станок-автомат для литья заклепок. Автомат выдавал 120 000 заклепок в час, что в 8-10 раз превышало производительность высадных автоматов. Предложение Мельникова было одобрено и распространено во всем Наркомате авиапрома.

Еще большую экономию средств давали предложения энергетиков завода. В отделе Геллера по предложению рационализаторов на 66 процентов увеличился возврат конденсата. Перестали уходить в канализацию тонны горячей воды. Только в 1943 году было сэкономлено 8 200 000 киловатт-часов электроэнергии и 7 500 тонн условного топлива.

Цеховых конструкторов, технологов, инженеров на заводе имени Сталина уважительно называли интеллигенцией. Но сами интеллигенты не были белоручками. В особо трудные для завода дни они оставляли свои рабочие столы, кульманы и шли к станкам и верстакам. В цехе Шванкова инженеры и служащие даже взяли обязательство: каждому во внеурочное время отработать на производстве в фонд Главного Командования Красной Армии не менее 30 часов. Первыми выполнили свои обязательства инженеры и конструкторы Митин, Горбачев, Волков, Горюнов, Демидов и другие.

Занимаясь непосредственно обработкой деталей самолета, заводские конструкторы вносили предложения, как усовершенствовать рабочий процесс. Нередко эти предложения публиковались в заводском рационализаторском сборнике. Вот как писала об этом издании областная газета «Волжская коммуна» в июле 1943 года.

«Отдел изобретений завода имени Сталина выпускает специальный бюллетень, в котором освещается опыт лучших стахановцев – рационализаторов и изобретателей. Бюллетень размножается в десятках экземпляров, рассылается по цехам, а также в порядке обмена на родственные заводы.

В бюллетенях помещаются наиболее выдающиеся предложения и изобретения, ускоряющие процесс обработки, улучшающие качество, дающие экономию остродефицитных материалов, металла и т.д.

Четкий крупный шрифт, тщательно выполненные чертежи, популярное описание – все это дает возможность ознакомить широкие массы стахановцев с ценными изобретениями, приспособлениями, предложениями.

Многие бюллетени представляют интерес не только для завода, но и для предприятий области. Поэтому мы считаем нелишним остановиться на некоторых описанных в них предложениях и изобретениях.

На многих заводах электрокары бездействуют из-за отсутствия банок для аккумуляторных батарей. Инженер И. Буянов дает популярное описание, как можно изготовить эти банки своими силами.

Для подсечки профилей раньше требовалась многочисленная оснастка, индивидуальные штампы. Работник завода т. Белавенцев предложил изготовить универсальный штамп для подсечки профилей всех длин и форм с углом от 60 до 120 градусов. В очередном бюллетене помещено популярное описание А. Кругловой об устройстве этого универсального штампа.

Повторное использование вытянутых приводных цепей, замена нихрома в нагревательных элементах плоскими нагревателями из нержавеющих сталей – таково содержание других бюллетеней. Отдел изобретений завода имени Сталина занялся полезным делом, помогающим успешному созданию Особого фонда Главного Командования».

Рационализаторская работа в годы войны была в очень большом почете. Глядя на работу новаторов оборонных заводов, активно искали пути увеличения выпуска продукции и труженики других предприятий. Начальник ремонтной мастерской гаража завода имени Ворошилова т. Карцев предложил собственную конструкцию стенда для ремонта двигателей грузовиков. На нем мотор можно было развернуть не только по горизонтали, но и по вертикали под любым углом. Это обеспечивало удобный доступ к агрегату и ускоряло процесс ремонта двигателей.

Работники областной промкооперации сконструировали и своими руками изготовили машину, которая увеличила выпуск валяной обуви до 250 пар в сутки. А еще кооператоры научились изготавливать карамель с дешевой и очень богатой витаминами начинкой из щавеля. А еще они начали изготавливать очень дефицитное хозяйственное мыло из заменителей жиров. Таких примеров можно привести множество. Люди с творческой жилкой в Куйбышевской области работали повсюду. И каждый из них на своем рабочем месте, как мог, приближал Победу.

(Продолжение книги здесь:)

Первые публикации темы здесь:


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 1)

Огромная территория к Востоку от Самары, на которой ныне располагаются предприятия и жилые массивы Безымянки, в начале прошлого века практически пустовала. Местность здесь была ровная, с небольшими перелесками. За свое плоское строение она получила у жителей Самары название «Подъ», по аналогии с той части русской печи, на которой пекли подовый хлеб. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 2)

Первые дни войны В полдень 22 июня 1941 года Советское правительство по радио известило страну о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. На всех заводах Куйбышева прошли митинги с призывами дать опор врагу и увеличить выпуск военной продукции. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 3)

Самые тяжелые дни Враг все ближе подступал к столице. 15 октября 1941 года Государственный комитет обороны в Москве принял трудное историческое решение. Вот оно дословно: >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 4)

Смежники В дни, когда на эвакуированных в Куйбышев заводах № 18 и № 1 шла сборка первых самолетов Ил-2, на моторостроительном заводе № 24 уже испытывали несколько двигателей к новым штурмовикам. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 5)

Как создавался Ил-2 О живучести самолетов Ил-2 сложены легенды. На одном из вернувшихся из боя штурмовиков авиакорпуса генерала Н.П.Каманина механики насчитали более 500 пробоин. После ремонта самолет снова ушел в бой. Пришло время подробнее рассказать о том, как создавался и что представлял из себя легендарный штурмовик Ил-2. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 6)

Штурмовик Ил-10 Самолеты Ил-2 всю войну были эффективным оружием для борьбы с танками и другой немецкой военной техникой. В 1943 году в дополнение к ним КБ Ильюшина разработало еще более мощный и совершенный самолет Ил-10. Это был тяжелый штурмовик — цельнометаллический бронированный моноплан, воплотивший в себе все лучшие качества самолета Ил-2. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 7)

Испытатели Свою первую продукцию — самолеты Ил-2 и МиГ-3 безымянские авиастроители отправляли на фронт сначала в разобранном виде, по железной дороге. Это было дорого и долго, но другого выхода не было: у авиационных заводов № 1 и № 18 аэродром существовал только в проекте. Его начали строить лишь весной 1942 года, и рождался он в трудных условиях. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 8)

Подшипники для танков Во время первого воздушного налета на Москву 22 июля 1941 года множество немецких «зажигалок» упало на главный корпус 1-го государственного подшипникового завода, а также на кузнечный цех, цех точных подшипников, компрессорную и склад лесоматериалов. Ночные налеты стали регулярными и в конце июля было принято решение об эвакуации завода в восточные районы страны. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 9)

По законам военного времени 26 декабря 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР. В нем говорилось, что рабочие и служащие военных предприятий объявлялись на период войны мобилизованными и отвечали за дисциплину труда по законам военного времени. Самовольный уход с работы квалифицировался как дезертирство и карался тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 10)

Вести с фронта Письма с фронта. Как их ждали, как радовались им, знает лишь поколение, пережившее войну. Почтальоны, разносившие почту, хорошо отличали «живые» письма от «казенных» — похоронок, и радовались «живым» вместе с их получателями. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 11)

Чай из тарелки Именно так, в тарелках, подавали чай в столовой №1 завода имени Сталина осенью 1944 года. А что делать? Рабочие требуют чая, а посуды нет… >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 12)

*Быт рабочей Безымянки Семьи эвакуированных из Москвы работников авиазавода № 1 из-за отсутствия свободного жилья сначала размещали по всему Куйбышеву и даже в пригородных районах. Очень многие семьи эвакуированных жили в Доме промышленности и Доме сельского хозяйства.

* «Второй фронт» >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 13)

Помощь освобожденным районам Для куйбышевцев Сталинград был не просто город на Волге. Его защищали более 500 воинских частей и подразделений, сформированных под Куйбышевом. Куйбышевская область далеко не одна оказывала помощь освобожденным территориям страны. Но она раньше других начала восстановление разрушенного фашистами народного хозяйства. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 14)

* Авиационный институт Все безымянские предприятия Авиапрома испытывали острый недостаток инженерных кадров. В Куйбышевской области до войны действовало 8 вузов и 35 техникумов, но среди них не было ни одного учебного заведения авиационного профиля.

* В нашем клубе заводском В первые месяцы войны работникам Безымянки было не до развлечений. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 15)

«Говорит Москва» На девятый день войны, 1 июля 1941 года Совнарком СССР принял решение о строительстве близ Куйбышева новой сверхмощной радиостанции. Новая строительная площадка под Куйбышевом была найдена в рекордно короткие сроки — на шестнадцатый день после выхода правительственного постановления. В августе у села Ново-Семейкино Красноярского района начались земляные работы. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 16)

В Фонд обороны Знаменитая телеграмма Сталина безымянским авиастроителям: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб. Требую, чтобы выпускали побольше Ил-ов» всколыхнула не только Безымянку, но и всю Куйбышевскую область. В губернии начался сбор средств на строительство боевых машин. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 17)

На мирные рельсы День Победы не был неожиданным для трудовой Безымянки. Все знали, все чувствовали, что войне скоро придет конец, не знали только когда. И не думали, что это может случиться так скоро. Но вот 8 мая по радио пришло известие о подписании акта о капитуляции Германии. А 9 мая по всей стране прокатилось долгожданное известие об окончании войны. Радости не было предела. Люди плакали, обнимались, целовались, пели. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 18. Финал)

Жизнь без войны Даже в условиях послевоенной разрухи, продолжающегося голода и всеобщей дороговизны лето 1945 года было счастливейшим временем для всей страны. Возвращались полные сил и желания работать фронтовики. На выпуск гражданской продукции переходила промышленность. На полях созревал неплохой по тому времени урожай. >>>


Самара today