Огромная территория к Востоку от Самары, на которой ныне располагаются предприятия и жилые массивы Безымянки, в начале прошлого века практически пустовала. Местность здесь была ровная, с небольшими перелесками. За свое плоское строение она получила у жителей Самары название «Подъ», по аналогии с той части русской печи, на которой пекли подовый хлеб.

С давних времен здесь пасли скот, сеяли пшеницу и рожь, сажали бахчи. Время от времени расквартированные в Самаре полки проводили здесь свои учения. А расположенная в военном городке за Молоканским садом запасная артиллерийская бригада оборудовала в этой местности полигон для стрельб.

Освоение этой территории началось во время строительства Самаро-Златоустовской железной дороги.16 октября 1874 года Министр путей сообщения Российской империи, генерал-адъютант Посьет представил всеподданнеший доклад (копия его хранится в музее истории Куйбышевской железной дороги): «Вашему Императорскому Величеству имею счастие всепочтеннейше донести, что 12 сего Октября открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, от Моршанска до Сызрани, на протяжении 484 3/4 верст». Вряд ли думал министр Посьет, какое значение будет иметь эта магистраль для развития промышленности Самарской губернии. Но именно она и ее продолжение – Самаро-Златоустовская железная дорога сделали Самару «Русским Чикаго».

Дорогу строило акционерное общество Ряжско-Моршанской железной дороги. Работы начались в мае 1872 года под руководством опытного инженера-путейца Н.Л.Маркова. Трасса была разделена на участки, и строительство велось одновременно по всей линии. Параллельно с прокладкой путей строились депо, станции, пункты водоснабжения, технические здания.

В те годы железные дороги строились весьма примитивно. Несколько тысяч рабочих практически вручную делали насыпи. Землю подвозили конные подводы с возчиками. Деревянные шпалы пропитке не подвергались. Рельсы были различной длины — от 5,6 до 6,5 метров, весом по 26 килограммов метр. Часто шпалы и рельсы укладывались прямо на земляное полотно, без подсыпки щебня. На дороге использовались трехосные паровозы, поставляемые Воткинским и Невским заводами. В поездах применялась сигнализация в виде веревки, которая на крючках вдоль вагонов протягивалась от главного кондуктора до будки машиниста, где крепилась к паровозному свистку. Несмотря на всю примитивность техники, ездить «по железке» в удобных пассажирских вагонах было дешевле, комфортнее и быстрее, чем на лошадях. Железные дороги пользовались возрастающим успехом.

Одновременно со сдачей в эксплуатацию Моршанско-Сызранской дороги начала действовать ветвь, ведущая от Сызрани до пристани на Волге. Моста через Волгу еще не было, но он уже проектировался и должен был продлить движение поездов на Восток.

В Самаре первый паровозный свисток раздался 12 августа 1875 года, после сдачи в эксплуатацию ветви от Самарской железнодорожной станции к Хлебной площади и далее к волжским пристаням. Одновременно строилась Самаро-Златоустовская магистраль. Она долго была одноколейной. Чтобы увеличить ее пропускную способность, в 1896 году при населенных пунктах, по которым проходила железная дорога, началось строительство небольших разъездов. На одном только участке Самара-Кинель было до полутора десятка таких полустанков. Большинство носили имена близлежащих селений. Некоторые называли по удаленности от Самары: такой-то километр. Один разъезд получил название Безымянка, потому что нужда в нем была, а вокруг ничего приметного не было. Но именно ему и суждено было стать самым известным на будущей Куйбышевской железной дороге.

Самаро-Златоустовская железная дорога быстро развивалась и перевозила все больше грузов. Для бесперебойного движения поездов требовалась хорошо оснащенная ремонтная база. Ее решено было построить близ разъезда Безымянка. В 1914 году здесь началось строительство завода «Сажерез» (Самарского железнодорожно-ремонтного завода) по производству запчастей для подвижного состава. Были заложены первые корпуса, построены вспомогательные помещения. Но в связи с началом Первой мировой войны и последующими революционными событиями строительство было заморожено.

14 марта 1932 года началось строительство нового транзитного узла на станции Безымянка. А в августе 1932 года возобновилось строительство железнодорожно-ремонтного завода. В стройке участвовало около тысячи человек, в том числе (это было очень важно для того времени!) – 70 коммунистов и 55 комсомольцев. Работы шли по графику, утвержденному самарским горкомом ВКП(б), который объявил стройку ударной. В сентябре 1933 года городская партийная организация для «усиления» строительства завода направила еще 30 коммунистов и укрепила местную профсоюзную организацию.

26 декабря 1935 года завод был сдан в эксплуатацию, в 1936 году он получил название КЗЗЧ (Куйбышевский завод запасных частей) имени В.В.Куйбышева. На нем работало около двух тысяч человек. Выпускали паровозные и вагонные рессоры, буксы, оси, пружины. Это было первое промышленное предприятие Безымянки, которая к этому времени стала именоваться уже станцией.

Практически одновременно с КЗЗЧ в Куйбышеве строился карбюраторный завод -первое в стране специализированное предприятие автопрома. 16 августа 1934 года он выпустил свою первую продукцию — карбюраторы для автомобилей Горьковского автозавода. Еще один крупный самарский завод «Автотрактородеталь» также наращивал выпуск продукции для своей отрасли. В недрах Госплана СССР вызревал проект строительства в Куйбышеве крупного автозавода. Вот как об этом писала газета «Волжская коммуна» 18 июня 1934 года.

«План развития автотракторной промышленности во второй пятилетке предусматривает сооружение в Самаре автозавода с годовой мощностью в 25 тысяч большегрузных машин (пяти- и восьмитонных). Самарский завод будет крупнейшим в мире. За границей большие заводы выпускают лишь по 5-6 тысяч грузовых машин в год. Позади останутся даже США, выпустившие в самый благоприятный 1929 год (год наивысшего развития автомобильной промышленности) 12 тысяч грузовиков.

По проекту в цехах автомобильного гиганта будет занято 25 тысяч человек. Общая площадь промышленных зданий достигнет 400 тысяч квадратных метров. Организована специальная комиссия для обследования и выбора наиболее подходящей площадки для автозавода. Комиссия остановила свой выбор на площадке, находящейся между магистралью Самаро-Златоустовской железной дороги с одной стороны и рекой Самарой – с другой.

Участок этот (площадь его составляет около 500 га) представляет почти ровную горизонтальную поверхность, не требующую больших планировочных работ. Он находится в весьма удобном положении в смысле обслуживания его железнодорожным и водным транспортом. Еще одно важное удобство: вблизи площадки много зеленых насаждений и расположена дачная местность Зубчаниновка. Зубчаниновка и соседнее с ней селение Смышляевка могут предоставить часть уже готовой жилой площади для размещения рабчих-строителей и явиться в некоторой мере источником пополнения рабсилы».

Коммунистическая партия играла в то время ведущую роль. Именно она решала, как развиваться стране. В марте 1939 года 18-й съезд ВКП(б) принял ряд важных для Куйбышевской области решений. Промышленность области должна была увеличить за пятилетие выпуск продукции машиностроения в 8 раз. Для энергетического обеспечения новостроек решено было построить Куйбышевскую ГЭС на реке Волге близ Жигулевских ворот.

Близ областного центра был заложен поселок Управленческий для гидростроителей. Однако скоро стройка заглохла, так как на нее у страны не хватало средств. Тем не менее, задание партсъезда об увеличении выпуска промышленной продукции выполнялось. В 1939 году близ станции Безымянка началось строительство Безымянской ТЭЦ мощностью 100 тысяч киловатт, работающей на угле. К 1940 году сюда была проложена железнодорожная ветка и шоссейная дорога. Закладывались фундаменты будущих заводов тяжелых грузовиков и моторов к ним. Однако скоро эти планы пришлось пересмотреть в корне. И причины для этого были более чем весомыми.

«Совершенно секретно»

В 1939 году Германия захватила Польшу, затем Данию, Бельгию, Голландию и Францию. Над страной Советов сгущались тучи, запахло войной. На всех оборонных заводах разрабатывалось и создавалось новое вооружение, способное остановить врага. Особое значение при этом придавали авиации, которую называли сталинской, потому что ее развитие опекал сам Председатель Совета Народных Комиссаров. Большая группа инженеров и конструкторов Авиапрома побывала на авиазаводах и аэродромах Германии, в 1940 году такое было еще возможно. Вернувшись, все они говорили, что у немцев авиазаводы оснащены гораздо лучше, и выпускают они намного больше самолетов, чем мы.

Исходя из выводов побывавших за рубежом специалистов, наркомат авиационной промышленности СССР подготовил докладную записку в ЦК ВКП(б). В ней говорилось о необходимости увеличения числа авиастроительных заводов в стране. Наркомат просил передать в его распоряжение уже действующие и строящиеся заводы, в том числе и те, которые начали сооружаться под Куйбышевом на станции Безымянка. Предложения были приняты и вскоре под грифом «Совершенно секретно» вышло постановление Комитета Обороны при СНК СССР.

Из постановления Комитета Обороны при СНК СССР

о строительстве в Куйбышевской области

самолето — и моторостроительных заводов и создании

специального проектного бюро

6 августа 1940 г. Сов. Секретно

Комитет Обороны при СНК Союза ССР — ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Приступить в 1940 году к строительству трех новых авиационных заводов в районе г. Куйбышева на Безымянской и Падовской площадках, в том числе:

Самолетостроительный завод № 122 на выпуск 1500 двухмоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год, с трудоемкостью на одну машину 10000 человеко-часов с запасными частями;

Самолетостроительный завод № 295 на выпуск 2000 одномоторных бомбардировщиков в год, с трудоемкостью на одну машину 7500 человеко-часов с запасными частями;

Моторостроительный завод № 337 на выпуск 12000 моторов типа АМ35а-М105 в год, с трудоемкостью на один мотор 1300 человеко-часов…

2. Установить следующие сроки окончания строительства, монтажа и пуска заводов:

самолетостроительный завод № 122 к 31 декабря 1941 г.

самолетостроительный завод № 295 к 1 февраля 1942 г.

моторостроительный завод № 337 к 1 мая 1942 г.

3. Возложить строительство самолетостроительных и моторостроительных заводов на НКВД СССР.

4. Проектирование заводов возложить на НКАП (1-й Государственный Проектный Институт), для чего НКАПу организовать специальное проектное бюро…

Председатель Комитета Обороны при СНК СССР Ворошилов

(ГАСО. Ф. Р- 2064. On. 2. Д. 3. Л. 1-2.)

28 августа 1940 года Генеральный комиссар государственной безопасности Л.П.Берия подписал приказ об организации Специального управления по строительству на Безымянке. Этому подразделению было поручено выполнить объем работ на сумму 1408,6 миллионов рублей. Уже к маю 1942 года планировался ввод промышленных и жилых зданий общей площадью 11 300 тысяч кубических метров. Необходимо было проложить 71 километр железнодорожных путей и 91,3 километров шоссейных дорог. Построить 63 километра водопроводных магистралей, 10 километров теплотрасс и т.д. и т.п.

В приказе говорилось, что строительство на Безымянке должно обеспечивать 100 тысяч рабочих в день. На них возлагалась выгрузка материалов и оборудования, которые будут поступать на стройку по железной дороге в количестве до 1400 вагонов в сутки. Потребность в рабочей силе должен был закрыть ГУЛАГ НКВД. Управлению лагерей предписывалось отправить на площадки Особого строительства в город Куйбышев около 5 тысяч заключенных, имеющих специальности каменщиков, плотников, кровельщиков, сварщиков и др. Часть потребности в строителях должны были обеспечить заключенные лагерей Куйбышевской области. Привлекались к стройке и вольнонаемные рабочие.

Материалы, строительная техника, горючее для строительства авиационных заводов в Куйбышеве должны были поступить из Москвы, Сталинграда, Саратова, Пензы, Воронежа и других городов страны. Соответствующее постановление вынес Совет Народных Комиссаров 10 февраля 1941 года. (ГАСО.Ф.Р2064).

Зимой 1941 года на строительстве авиационных заводов началась активная работа. На станцию Безымянка прибывали эшелоны со строительной техникой и материалами. Близ промышленной площадки строились бараки для заключенных, работающих на стройке. Прокладывалась автодорога, связывающей Безымянку с городом. От Куйбышевской ТЭЦ велось строительство линий электропередач. Несмотря на то, что стройка была военной, о войне тогда не думали. Ни работники московского подшипникового завода № 1, ни авиастроители столичного завода имени Сталина, ни моторостроители завода имени Фрунзе в Москве конечно же не предполагали тогда, что всего через год им придется работать в Куйбышеве, на Безымянке. Война была у порога.

Продолжение книги здесь:

Первые публикации темы здесь:


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 1)

Огромная территория к Востоку от Самары, на которой ныне располагаются предприятия и жилые массивы Безымянки, в начале прошлого века практически пустовала. Местность здесь была ровная, с небольшими перелесками. За свое плоское строение она получила у жителей Самары название «Подъ», по аналогии с той части русской печи, на которой пекли подовый хлеб. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 2)

Первые дни войны В полдень 22 июня 1941 года Советское правительство по радио известило страну о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. На всех заводах Куйбышева прошли митинги с призывами дать опор врагу и увеличить выпуск военной продукции. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 3)

Самые тяжелые дни Враг все ближе подступал к столице. 15 октября 1941 года Государственный комитет обороны в Москве принял трудное историческое решение. Вот оно дословно: >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 4)

Смежники В дни, когда на эвакуированных в Куйбышев заводах № 18 и № 1 шла сборка первых самолетов Ил-2, на моторостроительном заводе № 24 уже испытывали несколько двигателей к новым штурмовикам. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 5)

Как создавался Ил-2 О живучести самолетов Ил-2 сложены легенды. На одном из вернувшихся из боя штурмовиков авиакорпуса генерала Н.П.Каманина механики насчитали более 500 пробоин. После ремонта самолет снова ушел в бой. Пришло время подробнее рассказать о том, как создавался и что представлял из себя легендарный штурмовик Ил-2. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 6)

Штурмовик Ил-10 Самолеты Ил-2 всю войну были эффективным оружием для борьбы с танками и другой немецкой военной техникой. В 1943 году в дополнение к ним КБ Ильюшина разработало еще более мощный и совершенный самолет Ил-10. Это был тяжелый штурмовик — цельнометаллический бронированный моноплан, воплотивший в себе все лучшие качества самолета Ил-2. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 7)

Испытатели Свою первую продукцию — самолеты Ил-2 и МиГ-3 безымянские авиастроители отправляли на фронт сначала в разобранном виде, по железной дороге. Это было дорого и долго, но другого выхода не было: у авиационных заводов № 1 и № 18 аэродром существовал только в проекте. Его начали строить лишь весной 1942 года, и рождался он в трудных условиях. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 8)

Подшипники для танков Во время первого воздушного налета на Москву 22 июля 1941 года множество немецких «зажигалок» упало на главный корпус 1-го государственного подшипникового завода, а также на кузнечный цех, цех точных подшипников, компрессорную и склад лесоматериалов. Ночные налеты стали регулярными и в конце июля было принято решение об эвакуации завода в восточные районы страны. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 9)

По законам военного времени 26 декабря 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР. В нем говорилось, что рабочие и служащие военных предприятий объявлялись на период войны мобилизованными и отвечали за дисциплину труда по законам военного времени. Самовольный уход с работы квалифицировался как дезертирство и карался тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 10)

Вести с фронта Письма с фронта. Как их ждали, как радовались им, знает лишь поколение, пережившее войну. Почтальоны, разносившие почту, хорошо отличали «живые» письма от «казенных» — похоронок, и радовались «живым» вместе с их получателями. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 11)

Чай из тарелки Именно так, в тарелках, подавали чай в столовой №1 завода имени Сталина осенью 1944 года. А что делать? Рабочие требуют чая, а посуды нет… >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 12)

*Быт рабочей Безымянки Семьи эвакуированных из Москвы работников авиазавода № 1 из-за отсутствия свободного жилья сначала размещали по всему Куйбышеву и даже в пригородных районах. Очень многие семьи эвакуированных жили в Доме промышленности и Доме сельского хозяйства.

* «Второй фронт» >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 13)

Помощь освобожденным районам Для куйбышевцев Сталинград был не просто город на Волге. Его защищали более 500 воинских частей и подразделений, сформированных под Куйбышевом. Куйбышевская область далеко не одна оказывала помощь освобожденным территориям страны. Но она раньше других начала восстановление разрушенного фашистами народного хозяйства. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 14)

* Авиационный институт Все безымянские предприятия Авиапрома испытывали острый недостаток инженерных кадров. В Куйбышевской области до войны действовало 8 вузов и 35 техникумов, но среди них не было ни одного учебного заведения авиационного профиля.

* В нашем клубе заводском В первые месяцы войны работникам Безымянки было не до развлечений. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 15)

«Говорит Москва» На девятый день войны, 1 июля 1941 года Совнарком СССР принял решение о строительстве близ Куйбышева новой сверхмощной радиостанции. Новая строительная площадка под Куйбышевом была найдена в рекордно короткие сроки — на шестнадцатый день после выхода правительственного постановления. В августе у села Ново-Семейкино Красноярского района начались земляные работы. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 16)

В Фонд обороны Знаменитая телеграмма Сталина безымянским авиастроителям: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб. Требую, чтобы выпускали побольше Ил-ов» всколыхнула не только Безымянку, но и всю Куйбышевскую область. В губернии начался сбор средств на строительство боевых машин. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 17)

На мирные рельсы День Победы не был неожиданным для трудовой Безымянки. Все знали, все чувствовали, что войне скоро придет конец, не знали только когда. И не думали, что это может случиться так скоро. Но вот 8 мая по радио пришло известие о подписании акта о капитуляции Германии. А 9 мая по всей стране прокатилось долгожданное известие об окончании войны. Радости не было предела. Люди плакали, обнимались, целовались, пели. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 18. Финал)

Жизнь без войны Даже в условиях послевоенной разрухи, продолжающегося голода и всеобщей дороговизны лето 1945 года было счастливейшим временем для всей страны. Возвращались полные сил и желания работать фронтовики. На выпуск гражданской продукции переходила промышленность. На полях созревал неплохой по тому времени урожай. >>>


Самара today