Чтобы решить проблему нехватки воды и пищи во всем мире, богатым странам достаточно отказаться от косметики и мороженого

Земля не располагает ресурсами, чтобы позволить всем населяющим ее людям жить так, как живет средний европеец или американец. В ближайшие десятилетия США и Европе необходимо сократить несоразмерное потребление энергии и ресурсов, возможно, даже на 90 процентов. Иначе на планете произойдет экологическая, социальная и психологическая катастрофа». Об этом говорится в ежегодном докладе о ситуации в мире, опубликованном экологической организацией Worldwatch Institute, который в этом году впервые за 28 лет полностью посвящен потребительскому обществу которое, по мнению авторов, является источником бед, как богатых, так и бедных.

Глобальные потребители. Четверть населения Земли (1,7 миллиарда человек) сегодня относится к так называемому «классу глобальных потребителей». Помимо владения телевизором, телефоном и компьютером эти люди — число которых постоянно растет в Китае и Индии — начали вести образ жизни, который раньше могли себе позволить только европейцы, американцы и японцы.

Одновременно с этим 2,8 миллиарда человек выживают менее чем на два доллара в день, а свыше 1 миллиарда страдают от нехватки питьевой воды. Никогда еще различие между богатыми и бедными не было таким глубоким.

«12 процентов населения планеты, проживающие в Северной Америке и Европе, потребляют 60 процентов от общего мирового потребления благ, в то время как 33 процента обитателей Земли, живущие в Азии в Африке, вынуждены довольствоваться долей в 3,2 процента», — подчеркивается в докладе. Таким образом, «богатый» итальянец или американец потребляет в 25 раз больше, чем «бедный» африканец.

Роскошь и бедность. Чтобы решить некоторые неотложные гуманитарные проблемы, достаточно, чтобы богатые страны отказались от части своей роскоши. К примеру, что американцы и европейцы ежегодно тратят 18 миллиардов долларов на косметику, 17 — на корм для домашних животных, 15 — на парфюмерию и 11 миллиардов — на мороженое (последняя цифра относятся только к европейцам). В то время как для того, чтобы победить голод и нехватку воды в мире, достаточно 19 и 10 миллиардов долларов соответственно; 1,3 миллиарда хватит, чтобы сделать необходимые прививки всем детям на Земле, а 5 миллиардов — чтобы побороть безграмотность.

Растраты и депрессия. В 2000 годы жители Земли потратили на товары и услуги 20 триллионов долларов, что в четыре раза больше, чем в 1960 году. Однако богатство и потребление совсем не пропорциональны счастью, говорится в докладе. Существует порог, выше которого человек не ощущает себя более счастливым, даже если его богатство увеличивается.

Большинство производимых товаров избыточны и разрушают планету, отмечают авторы доклада. Достаточно упомянуть, что в США, самой потребительской стране мира, где население составляет 4,5 процента всего населения Земли, но при этом производится 25 процентов всех выбросов двуокиси углерода, а количество автомобилей превышает количество граждан, имеющих права (четверть всего автомобильного парка планеты находится в США).

Американцы являются рекордсменами и во многом другом: они ежегодно тратят 30 миллиардов долларов на игрушки (в среднем, 69 игрушек на каждого ребенка); 48 предметов одежды на человека. За последние 12 месяцев американцами было приобретено 487 миллионов футболок, 23 миллиона новых компьютеров и 40 тысяч тонн икры (свыше 40 процентов общего мирового количества), за этот же период 100 миллиардов пластиковых пакетов были выброшены в мусор. Но самое нелепое первенство, наверное, касается 30 миллиардов литров воды, которые ежедневно американцы тратят на поливку своих лужаек.

Норвежский рецепт. Но выход есть, и пример этому — такие страны, как Япония и Норвегия, где, согласно докладу, один из самых высоких уровней жизни на планете и при этом власти проводят экологически правильную политику.

Предлагаемые меры включают: введение экологического налога, взимаемого с товаров, отрицательно влияющих на окружающую среду; обязанность фирм принимать обратно для утилизации использованные товары, которые, кроме того, должны быть более долговечными, пригодными для ремонта, а не способствовать разрастанию свалок и строительству все новых мусоросжигательных заводов.

Важную роль должно играть и поведение людей. Миллионы потребителей должны сделать осознанный выбор относительно будущего планеты, говорится в докладе.

Алессандра Фаркас

09 ЯНВАРЯ. Corriere della Sera.

Переведено на InoPressa.ru

InoPressa.ru

*