Заместитель генерального прокурора Сабир Кехлеров предложил отменить особый порядок привлечения судей, депутатов и высших чиновников к уголовной ответственности, для чего внести соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс.

Кроме того, он предложил депутатам Госдумы разработать закон, по которому обвиняемые в коррупции должны сами доказывать легальность приобретения своего имущества. Чтобы реализовать эти идеи, Генпрокуратура хотела бы получить право законодательной инициативы, сообщает «ГаЗеТа».

Представитель правительства в судах высшей инстанции Михаил Барщевский назвал эти идеи «возвращением к временам инквизиции».

Сабир Кехлеров полагает, что усложненный порядок привлечения депутатов, судей и высших чиновников к уголовной ответственности мешает правоохранительным органам вести более эффективную борьбу с коррупцией. «Надо это изменить», — заявил он на конференции «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики».

Именно на этом мероприятии, организованном Советом Федерации, прокуратура выдвинула вчера сразу несколько скандальных законодательных идей. Кроме отмены неприкосновенности депутатов и судей Кехлеров предлагает «частично отменить» и принцип презумпции невиновности.

После отмены конфискации имущества в новых УК и УПК обвинению стало значительно сложнее добиться взыскания средств с осужденного. Прокурору надо доказать, что подследственный нажил свои средства преступным путем. А это сделать бывает нелегко.

«Требуется обязательный закон, по которому в делах о коррупции обвиняемый сам должен доказать легальность своих средств», — заявил Сабир Кехлеров, посетовав на то, что Генпрокуратура в отличие, например, от Верховного суда лишена права законодательной инициативы.

Согласно 447-й статье УПК, которую и предлагает изменить Кехлеров, к лицам, в отношении которых применяется особый порядок возбуждения дел, относятся депутаты всех уровней и члены Совета Федерации, судьи, следователи, адвокаты, председатель Счетной палаты, его заместители и аудиторы, Уполномоченный по правам человека, президент, прекративший свои полномочия, и кандидаты в президенты.

Решение о возбуждении уголовных дел в отношении этих лиц принимает генеральный прокурор на основании решения коллегии из трех судей (Верховного или других судов в зависимости от уровня чиновника).

Видимо, Сабир Кехлеров решил освободить Генпрокуратуру от судейской опеки в решении таких вопросов. Свою позицию он обосновал тем, что перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок возбуждения уголовных дел, слишком велик, и это является нарушением демократического принципа, согласно которому перед законом должны быть равны все.

Кроме этого, по мнению Кехлерова, в некоторых случаях обращение в суд мешает следствию — такой официальный способ разглашения информации по уголовному делу нередко позволяет предполагаемому преступнику «замести следы» и уйти от ответственности.

Эксперты называют эти идеи «возвращением ко временам инквизиции»

«Устинов несколько дней назад сказал об усилении борьбы с коррупцией, и вот результат», — пояснил «ГаЗеТе» полномочный представитель правительства РФ в судах высшей инстанции Михаил Барщевский.

«Есть несколько китов, на которых стоит уголовное правосудие, и одним из таких китов является презумпция невиновности. Это не просто уголовно-процессуальная норма, это результат развития правовой мысли в течение двух тысячелетий. Может быть, имеется в виду новая правовая конструкция: новое тысячелетие — новые идеи. Я консерватор. Мне идеи инквизиции кажутся устаревшими и неактуальными, но я не могу отрицать права каждого высказывать свои идеи. За идеи у нас пока не сажают, в отставку не отправляют и даже в СМИ цитируют. Впрочем, так мы можем дойти и до того, чтобы чиновников заставили опускать руку в чан с горячим маслом: если будет ожог, то брал взятки, если нет — то чист перед законом», — заявил Михаил Барщевский.

Барщевский, правда, согласился с тем, что статья 447 УПК требует изменений. «Это уже более серьезный разговор. Не отменить, а сделать механизм действенным, потому что с коррупцией реально бороться необходимо, особенно в сфере деятельности правоприменительных и судебных органов, — заявил он. — Но приравнивать судей, депутатов, прокуроров, адвокатов к рядовым гражданам нельзя».

Спикер СФ согласен, что депутатов и судей нужно лишить неприкосновенности

Идею лишить неприкосновенности депутатов и судей поддержал председатель Совета Федерации Сергей Миронов, присутствовавший на конференции. Никакого иммунитета у депутата, по его мнению, быть не должно. Правоохранительным органам, считает он, надо обратить внимание и на судей, неоднократно выносивших явно неправосудные решения. Но вторая инициатива зама генпрокурора не нашла поддержки у главы СФ.

«По-человечески это можно понять. Чиновник с небольшой зарплатой строит громадный особняк. Казалось бы, что тут доказывать. Но все-таки действовать надо по закону», — заявил Сергей Миронов.

Идеи Кехлерова разделяют в США и Китае

Презумпция виновности по некоторым преступления существует в ряде зарубежных стран, отмечает «ГаЗеТа». Так, в США по тяжким уголовным преступлениям (убийства, ввоз наркотиков в страну) обвиняемый должен доказывать, что он невиновен.

И в Китае, согласно недавнему постановлению Верховного суда КНР, все обвиняемые, проходящие по таким делам, как медицинские преступления, нарушения патентного права, загрязнение окружающей среды, нападения на людей и домашних животных, а также другим подобного рода преступлениям, должны доказывать суду свою невиновность. В противном случае они будут признаны виновными.

Китайские эксперты оценили новацию, и считают что теперь китайское правосудие «уделяет больше внимания правам и интересам рядовых граждан». Сабир Кехлеров говорит в защиту своих идей то же самое.

www.newsru.com

*