Победить в конкурсе «Евровидение» для России — как для некрасивой девушки замуж выйти. И бочком кривым повернется, и ножкой толстенькой топнет — но нет, не берут. И вроде уже тридцатник, а все не поймет: коли рожей не вышла, надо оригинальностью брать.

Вот и Россия никак не поймет. В очередной раз наш клонированный и хреновенький европоп, исполненный на чужом языке, оказался за пределами первой десятки. А что 11-е, а не, к примеру, 20-е место — за это спасибо Белоруссии с Украиной да женщинам русских селений. В этом году Россия впервые участвовала в телефонном голосовании.

       На «Евровидении-2004» нашу страну представляла 17-летняя Юля Савичева, которую модный продюсер Максим Фадеев упорно пытается вытянуть за уши к славе русской Аврил Лавин.

      

       Юля — девочка неплохая, но уж очень сыроватая. Большие продюсеры назвали сырость свежестью и отдали Юлю на растерзание всей Европе. Авось потянет девочка со своей невинностью хоть на половинку «Тату» — вдруг какой хороший балл получит.

       О длительной профессиональной подготовке никто не подумал. А может, побоялись поломать ауру нетронутой молодости?

       Результат — налицо. На турецкой сцене Юля фальшивила и нервничала, боясь свалиться из объятий разноцветных танцоров.

       «Я не слышал фальшивых нот и продолжаю считать песню, которую пела Юля, одной из лучших в конкурсе, — говорит директор музыкального вещания Первого канала Юрий Аксюта. — А что касается телешоу (потому что в первую очередь «Евровидение» — это телешоу) —интерес наших зрителей в этом году побил все рекорды: трансляция прошла с рейтингом 16,1% и долей 49,5%!».

       Проигрыш Cавичевой Аксюта связывает с тем, что Юля слишком юна, естественна и потому не попала под формат «Евровидения», где смотрят на вызывающе сексапильную внешность.

       Интересно, что, когда 16-летняя Алсу взяла на фестивале «серебро», а Юлины ровесницы-«татушки» — «бронзу», все как-то не сильно вспоминали об их молодости. Может быть, продюсеры не подумали, что имидж «обычной девчонки» требует не меньшей работы, чем имидж «леди вамп»?

       «Мне кажется, все забыли, что «Евровидение» — это конкурс песни, а не исполнителя, — говорит генеральный директор компании «Реал рекордз» Иосиф Пригожин. — Фадеев написал хит, но на это почему-то никто не обратил внимания. Все смотрели на письки и сиськи, а песню не оценили». Пригожин считает, что Юлю отправили правильно: она молодая, и за нее не стыдно. Стыдно, когда звезда с именем занимает проигрышные места. «А кого отправлять? Ну были еще претенденты — «Смэш», например. Но у них контракт с иностранной компанией «Юниверсал» — вот пусть они и занимаются».

       У Юли Савичевой — контракт с Первым каналом. Она заключила его, когда главная победительница «Фабрики звезд-2» Полина Гагарина отказалась ехать с «фабрикантами» в тур. Теперь отдувается.

       Очевидно, что Савичеву подставили. Нехорошо отправлять на международный конкурс неподготовленного пугливого подростка, обреченного на провал. Увы, других кандидатур, которые бы устраивали Первый канал, не нашлось.

       «Юлю выбрали не потому, что она имеет отношение к нашему каналу, — утверждает Аксюта. — У нас был конкурс по всей стране, в результате которого было отобрано порядка 50 работ. Все предложения рассортировали по двум категориям: популярные и неизвестные. В категории популярных были Стоцкая, Дима Билан, Авраам Руссо, «Смэш», Савичева и еще несколько. Весь материал отслушало специальное жюри. Оно и решило, что Савичева объективно лучшая».

       Президент корпорации CDLand Юрий Цейтлин считает совсем по-другому: «Я думаю, это какое-то лобби Фадеева на Первом канале, потому что если думать о том, кому выгодно посылать Савичеву, то только ему. А с кем уж он там договаривался, я не знаю».

       С тем, что Савичеву выбирали по принципу причастности к Первому каналу, согласен и генеральный продюсер украинского музыкального канала Биз-ТВ Дмитрий Костюк: «Что касается того, что правом ехать на «Евровидение» пользуются артисты, близкие или выгодные Первому каналу, — это есть. Мы в последнее время отказываемся посылать наших артистов на разные ваши золотые граммофоны и прочие фестивали-конкурсы, потому что стало понятно: выше 5—6-го места они никогда не поднимутся. В тройке лидеров всегда будет какая-нибудь «фабрика звезд».

       Генеральный продюсер «Нашего радио» и радио «Ультра» Михаил Козырев признается, что конкурс «Евровидение» не любит в принципе. В этой связи его мало волнует, кому было выгодно посылать на конкурс Юлю Савичеву: «Мне кажется, дело было так. Сели в кабинете три продюсера, подумали — и решили: надо посылать Савичеву. И послали – очевидно, не в кассу».

       Мне кажется, именно так и было. Может быть, в этом кабинете сидели, к примеру, Фадеев, Аксюта и Эрнст. Козырев не хочет называть имен – наверное, боится обидеть коллег, к которым хорошо относится.

       «Тем не менее, — продолжает Михаил, — я считаю, что механизм отбора должен быть только таким: узкий круг людей-профессионалов. Такие решения не надо выносить на демократический референдум».

       Вот и разобрались. Пока бедная Юля натягивала связки в стандартном режиме «европоп», самостоятельная украинка Руслана без всяческой посторонней помощи обскакала со своими гуцульскими притопами все страны Европы. Это при том, что Украина в «Евровидении» всего второй раз участвует.

       Интересно, что, когда я интересовалась у своих собеседников, кто бы мог занять на «Евровидении» высокое место, все в основном называли «ВИА Гру», «Здоб зи Здуб», «Пятницу» и другие НЕРОССИЙСКИЕ коллективы. Так, значит, проблема не в Юле Савичевой и даже не в лобби Фадеева на Первом канале, а в том, что из наших ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕКОГО ПОСЫЛАТЬ?

       «Людям, знающим азы маркетинга, известно, что лидера можно обогнать только в обход, — рассуждает Михаил Козырев. — Мы же который год пытаемся в лоб обогнать «европоп», хотя понятно, что у нас на это нет никаких шансов. Они это умеют все равно лучше. Если бы я решал кого отправить, я бы выбрал что-то, чего там нет – например Billyўs band или «Иван Купала». Что-то ярко отличающееся».

       Практика, увы, показывает, что на «Евровидении» в почете не мальчики с оригинальными инструментами, а девочки с выпуклыми формами. Тем не менее найти баланс между спросом и предложением можно: берем фактурную даму и делаем так, чтобы она талантливо пела нестандартную песню с фольклорными мотивами. И получаем… украинку Руслану. Просто-то как!

       «Руслана была убедительна в своей фольклорной теме, — говорит Юрий Аксюта. — Мы бы тоже были рады задавить всех фольклором, но на наш конкурс, поверьте, не прислали ни одной работы с фольклорными мотивами».

       «Украина сейчас на коне, потому что они лишены штампов, а наши только и делают, что передирают друг у друга и косят под Запад. Главная проблема России — в том, что мы не умеем отобразить нашу национальную культуру», — сокрушается Иосиф Пригожин, по совместительству — продюсер певицы Валерии.

       Юрий Цейтлин считает, что успех пришел к Украине, потому что они созрели для прорыва: «Это как у нас в 80-е годы прорвалось «Кино» и за ним все повалили. А у них вот «ВИА Гра» прорвалась. Они сейчас злые, голодные, незажравшиеся и к тому же умеют найти каждый свою изюминку. Вот и делают хорошую музыку. Молодцы!».

       Украинский прорыв в последнее время стал уж как-то до неприличия очевиден. Соседи, которых мы покровительственно обзываем «малороссами», выстреливают по всем направлениям. Для дяди они производят «ВИА Гру», для тети — Верку Сердючку, «Пятницу» — для дочки, «Океан Эльзы» — для сыночка. Вот и семья в сборе!

       «Дело в том, что на Украине — богатая музыкальная традиционная культура, — объясняет украинское нашествие Михаил Козырев. — Только я бы не стал ставить в один ряд «ВИА Гру» и, например, «Океан Эльзы». «Океан Эльзы» — яркая талантливая группа. На Западе вокруг них вился бы рой продюсеров. Но, к сожалению, наша страна живет в стиле фаст-фуда: быстро вложил – быстро нажил. Никто не хочет вкладывать деньги в талант, который выстрелит только на третьем или четвертом альбоме. Нам ближе идеология «Фабрики звезд»: кто вытянул жребий — тот и популярен. «Круто, ты попал на TV…»

      

       Юлия САНКОВИЧ

       20.05.2004

«НОВАЯ ГАЗЕТА»

№ 34

«НОВАЯ ГАЗЕТА»

*