Губернатор Новгородской области Михаил Прусак оказался одним из немногих глав российских регионов, который согласился прокомментировать корреспонденту «НГ» ситуацию, возникшую в связи с возбуждением уголовного дела против его саратовского коллеги Дмитрия Аяцкова.

Михаил Михайлович, не кажется ли вам, что началась атака на излишне самостоятельных, ярких и независимых руководителей субъектов Федерации?

– Не знаю, не могу понять это. Что произошло, я не понимаю. Я не понимаю это ни с какой точки зрения. Скажу откровенно, мне очень трудно все это понять. Тем более что Аяцков в отличие от меня и других моих коллег всегда очень сильно любил федеральный Центр. И всегда его защищал. Он же всегда любые идеи федерального Центра двигал.

Вы помните, земельная проблема, потом реформы, скажем так, суперлиберальные… Я не пойму, почему они так сделали?

Не получится ли так, что и на вас уголовное дело заведут? К примеру, за то, что, как писала пресса, вы лося завалили в заповеднике?

– Я ничего незаконно не делал. Это все прессой надумано. У нас уже были времена, когда приходили и ничего не объясняли. А если придут и что-то объяснят, я не боюсь. Потому что я не сделал чего-то такого, чтобы за мной пришли.

Похоже, все идет к тому, чтобы лишить губернаторов самостоятельности…

– Дело не в губернаторах и не в их самостоятельности. Дело в самостоятельности территорий и каждого конкретного человека. Гражданское общество на Западе выросло из экономической вольности земель и экономически свободного гражданина. У нас ни того, ни этого нет пока. И эту систему придется еще долго выстраивать. Потому что без опоры на регионы решить ничего не возможно.

Лучший показатель отношений между Центром и регионами – межбюджетные отношения.

– Стратегически должен быть выстроен путь с опорой на регионы. Если этого не произойдет, то в результате «укрепления» российского государства с центром в Москве сама столица скоро останется заложником этой системы. Потому что у нас за все снова будет отвечать федеральный Центр. За каждую копейку отвечать и каждую копейку делить. Это порочная система уже, увы, апробирована и нашим государством, и многими другими отсталыми странами. Все передовые страны управляют на доверии, а не на противостоянии.

Если нет такой политической воли, если нет опоры на регионы, то все остальное – сиюминутные хитрости и ловкачество. Они же прекрасно знают в Москве, что мы не обратимся в арбитражный суд или в суд вообще по поводу того, что федеральный Центр заберет у нас еще больше. Наша область, к примеру, в этом году вводит около 30 маленьких и больших заводов. По всем прогнозам, мы нарастим налогооблагаемую базу на 26 процентов. Заберите себе половину, а нам оставьте 13 процентов для развития на территории. И тогда я на следующий год, может быть, на 30–40 процентов дам прирост. Так нет же! У нас сейчас 83 процента денег в Москве и 17 процентов – в территориях. От этого и Советский Союз развалился. И Россия разваливается от того, что нет управления на доверии. Получается как? Мы в регионах дураки: умеем деньги зарабатывать, но не умеем их распределять. А умные сидят в Москве: они не умеют деньги зарабатывать, но зато распределять могут. Что за система управления?

Может, атаки на губернаторов и предпринимаются для того, чтобы закрепить эту систему?

– Абсолютно правильно. Я не хочу брать какие-то частные случаи. Но то, что администрация президента устранилась и построила промежуточное звено между регионами и она не получает реальной информации от земель, это факт. И, кстати, где еще найти в мире государство, где бы так не доверяли территориям и своим людям в них.

Но ведь, кроме администрации, есть уважаемый орган, представляющий регионы, – Совет Федерации…

– Совет Федерации пытается что-то нивелировать между Госдумой, администрацией президента, губернаторами. Это такой дипломатический нивелирующий орган. Но от него ничего не зависит. Он может не согласиться, наложить вето, но оно ныне легко преодолевается двумя третями голосов в Госдуме, и президент подписывает закон без верхней палаты. Совет Федерации у нас – это такой совещательно-говорительный орган, и все.

Вот уже два месяца как идет реформа правительства. Новгородская область ее уже ощутила на себе?

– Не думаю. Наверное, все в правительстве ждали инаугурации и утверждения правительства «по-настоящему». Психологически это понятно. Думаю, что шла какая-то работа, итоги которой объявят в ближайшее время. То есть окончательно будут прописаны функции, сформированы отношения между агентствами, министерствами и т.д. И мы, наконец-то, поймем, что это такое. Мне очень трудно понять с точки зрения реального управления, зачем это надо. Пока я не могу понять, жизнеспособна эта система или нет. Но я смотрю со своего уровня. Может быть, есть какие-то очень важные люди, которые понимают, что делают. А мы этого не чувствуем, потому что привыкли работать в субъектах Федерации, а в последнее время оторвались от федерального Центра очень сильно. И федеральный Центр сам по себе резко обособился, а мы сами по себе. Поэтому есть правительство, нет правительства – уже не важно.

Возможно, эти самые итоги реформы президент объявит в своем ежегодном Послании. Чего вы ждете от него?

– Не знаю, что президент объявит. Так у нас сложилось, что послание – это сугубо личный, скажем так, доклад обществу о перспективах и о состоянии дел в стране. Но я лично как губернатор, как гражданин хотел бы, чтобы наконец-то было сказано, что для нашей страны главное сегодня в экономике – рост ВВП не за счет роста объемов выкачиваемых нефти и газа, а за счет роста реального сектора экономики. А для этого необходимо провести реформы банковской системы, бюджетной политики и налогового кодекса, который был бы привязан к «расчищенному» балансу предприятия, а не к подтасовке процентов. Надо управлять природной рентой, а не дискутировать на тему, кому должны принадлежать природные ресурсы страны.

Что касается политики, то я хотел бы, чтобы президент сказал, что один из главных элементов национальной идеи России – это построение гражданского общества. А оно предполагает управление на доверии, а не на противостоянии. Все, что касается так называемой вертикали власти, централизации, – это вредно. Потому что в этой системе выигрывают только ловкачи. Тот, кто хочет работать, тому нужно управление на доверии. Ему не надо, чтобы его погоняли. А кто не хочет работать, тот будет ходить и все время просить. И славить эту систему.

Андрей Рискин

Независимая Газета

# 97 (3212) 18 мая 2004 г.

Независимая Газета

*