Самарские «рекламщики» могут спать спокойно: рекламный «голод» Самаре не грозит. С каждым годом рекламная индустрия развивается динамично, принося большие доходы своим владельцам. Подведем некоторые итоги первых девяти месяцев 2003 года.

На диаграмме представлено распределение совокупного рекламного бюджета между различными секторами рекламного рынка города Самары.

Рассмотрим подробнее, откуда взялись данные цифры. По данным Gallup AdFact объем телерекламы в августе 2003 года составил $2,3 млн. Если принять данный показатель за среднемесячный, то не трудно подсчитать затраты на телерекламу за все девять месяцев 2003 года. Эта цифра составляет примерно $20,7 млн. По данным Российской Ассоциации Рекламных Агентств (РАРА) объем затрат на телевизионную рекламу составляет 34,1% всего «рекламного пирога». По данным же Gallup AdFact эта цифра составляет 46%. Отсюда получаем, что средняя доля затрат на телерекламу составляет 40,05%. Таким образом, весь «рекламный пирог» (совокупный рекламный бюджет) составляет примерно $51,685 млн.

Доля радиорекламы по оценкам РАРА составляет 3,63%, но мы, учитывая специфику самарского рынка, отведем на этот сектор 4%, что составляет примерно $2,067 млн.

Доля прессы составляет 19,47% от всего «рекламного пирога» или $10,065 млн. в денежном выражении. В том числе газеты – 16,75% ($8,656 млн.). Эти данные получены на основе мониторинга рекламы в 47 печатных изданиях, осуществляемого АНО ИА «ВВС». Доля журналов, полученная путем оценки, составляет 14% от всей прессы или 2,73% от всего «рекламного пирога».

Объемы рекламных затрат на наружную рекламу в августе 2003 года по данным Gallup AdFact составили $1,00267 млн. Что за девять месяцев составляет порядка $9,024 млн. или 17,46% от всего «рекламного пирога».

Оставшиеся 19,02% совокупного рекламного бюджета приходятся на рекламу на (и В) транспортных объектах, direct-mail, Интернет, а также другую рекламу в нетрадиционных формах.

Для более ясного представления всей картины сведем полученные данные в таблицу:

Тип медиа

Затраты на рекламу, $

Доля затрат от всего “рекламного пирога”, %

Телевидение

20700000

40,05

Радио

2067000

4,00

Пресса

10065000

19,47

в т.ч. газеты

8656000

16,75

в т.ч. журналы

1409000

2,73

Наружная реклама

9024000

17,46

Прочие

 

19,02

Итого по медиа

51685000

100

Теперь немного подробнее остановимся на исследовании печатных СМИ.

Отдавая себе отчет в том, сколь многогранна и обширна палитра всего спектра изданий, выходящих в Самаре, ограничим себя кратким анализом состояния печатных СМИ.

Рассмотрим также распределение рекламных бюджетов самарских рекламодателей между этими изданиями. Данный анализ построен на основе Мониторинга 47 печатных изданий. Мониторинг ведет группа маркетинга АНО ИА ВВС (независимая негосударственная структура). Подробности есть на сайте http://price.samaratoday.ru в разделе «Аналитика». Мониторинг ведется непрерывно уже в течение пяти лет по определенным методикам и технологиям со специальным программным продуктом.

Если проанализировать медиа-рынок Самары за этот отрезок времени, то можно сделать вывод: практически все процессы, характерные для крупных столичных городов (Москва, Санкт-Петербург) нашли свое отражение и тут.

Самарский регион – один из лидеров по количеству зарегистрированных и выходящих печатных СМИ. По разным оценкам за годы пост-советского периода их число перевалило за 500. Такой регулярный поток создания и умирания СМИ поддерживается мнением, бытующим в общественном сознании, что выпускать средство массовой информации не стоит большого труда, и небольшие первоначальные затраты сулят хороший эффект от вложения этих денег. Реальность вносит свои коррективы, но иллюзии «легкости» этого вида бизнеса не способствуют развитию медиа-проектов, проводимым по правилам и моделям бизнеса. Такие нестойкие и мало самостоятельные средства массовой информации часто становятся жертвой скупки и концентрации в медиа-холдингах, не имеющих четко выраженной или определенной шкалы ценностей. К таковым группам более всего и подходит определение КБО (комбинат бытового обслуживания) своих собственников. Такие издания с трудом позволяют их относить к общепринятым во всем мире форматам и классификаторам. Часто, становясь инструментом, а иногда и игрушкой в руках литсотрудников, готовых идти «напролом» к поставленной заказчиком цели, они забывают о морали, об этике, профессиональной чести.

Все выходящие в Самаре печатные СМИ, используя мировой подход в классификации, можно разделить на 3 группы:

а) качественные издания, (присутствуют как ежедневные, так и еженедельники),

б) массовые издания, телегиды, таблоиды, информационно-политизированные газеты (присутствуют как ежедневные, так и еженедельники),

в) коммерческие издания.

1. Если рассмотреть первую группу — «качественные издания» — укажем здесь названия газет, которые по статусу, или по собственным амбициям входят в эту категорию:

«Ведомости» — российская деловая газета, с декабря 2003 г. — со сменными региональными полосами.

«Коммерсантъ» — федеральная деловая газета со сменными региональными полосами

«Самарское обозрение» — местный еженедельник.

«Репортер».

2. Вторая группа газет — «массовые издания», телегиды, «таблоиды», информационно-политизированные газеты (список по убыванию тиража распространения в Самаре/области):

«Телесемь» — телегид.

«Социальная газета». Газета Департамента социальной защиты населения.

«Комсомольская правда». Федеральное издание с местными сменными полосами.

«Пульс Поволжья». Сетевой (ИД «Провинция») российский проект.

«Аргументы и факты» Выходит с дополнительными местными полосами.

«Орион» — телегид.

«Самарские известия». Ежедневная газета.

«Жизнь». Сетевой российский проект (еженедельник).

«Волжская коммуна». Государственное предприятие, выходит на средства областного бюджета.

«Самарская газета». Выпускается при поддержке городского бюджета.

«Будни». Таблоид.

3. Третья группа газет — «коммерческие издания». Выпускаются разовыми тиражами до 250 тысяч экз. (здесь представлены газеты и журналы, использующие бесплатную систему распространения).

Примечание. Ряд местных «качественных» изданий вполне уместно было бы отнести в эту категорию, или «условно-бесплатную группу» — когда более 50% выпущенного тиража не имеет своей постоянной аудитории и распространяется в свободном доступе в офисных и торговых центрах, авиакассах, VIP-залах и т.д.).

Газеты группы — «коммерческие издания»:

«Ваш выбор – вся Самара». Потребительский еженедельник-каталог.

«В каждый дом». Газета для городских потребителей.

«Навигатор». Еженедельник с ориентацией на межсекторную аудиторию.

«ТВ пресс». Рекламная газета.

«Пресс-экспресс». Рекламная газета.

«Ваш выбор- весь регион». Деловой еженедельник в формате b2b.

«Ваш выбор – Самара» ИНДЕКСЫ» — сеть районных бесплатных газет, ориентирована на локальные группы потребителей.

4. Добавим дополнительную группу изданий – журналы. Эта группа в Самаре находится в стадии динамичного развития. Рассматривались регулярно выходящие издания, направленные на массовую неспециализированную аудиторию. Сделаем разделение изданий на две условные подгруппы.

Информационно-коммерческие:

«Дело»

«Босс»

«Самара»

«Факт»

Коммерческие:

«Цены»

«Новый Вавилон»

«Я покупаю»

Объем рекламных потоков бюджетов рекламодателей в этой группе определен методом оценки. Доля рекламных потоков, размещенных в журналах, составляет 14% от общего «пирога» всей печатной прессы.

Если принять оставшиеся объемы за 100% — газетный рекламный «пирог» за 9 месяцев 2003 г., распределен в следующей пропорции между представителями групп: платные газеты — 39%, бесплатные рекламные издания — 61% объема средств, потраченных на рекламу в Самаре. Это хорошо видно на диаграмме 2.

Диаграмма 3. Распределение рекламного бюджета между группами изданий.

Рекламные бесплатные газеты с тиражами от 150 000 до 250 000 экз. – 34%

Еженедельные платные газеты – 24%.

Рекламные бесплатные газеты с тиражами менее 50 000 экз. – 15%.

Рекламные специализированные платные издания – 9%.

Рекламные бесплатные специализированные и тематические газеты – 7%.

Ежедневные платные газеты – 6%.

Рекламные бесплатные газеты с тиражами от 50 000 до 150 000 экз. – 5%.

Диаграмма 4.

А на этой диаграмме представлены все газеты, участвующие в мониторинге.

Распределение совокупного рекламного бюджета между печатными изданиями. Здесь видна доля совокупного рекламного «пирога», которая приходится на каждое издание всей газетной группы.

(для увеличения нажмите на картинку)

Диаграмма 5.

Здесь представлено распределение рекламного бюджета между платными изданиями.

Диаграмма 6.

Распределение рекламного бюджета между бесплатными изданиями.

(для увеличения нажмите на картинку)

Коротко отметим мировые и российские тенденции развития в газетной группе медиа-бизнеса. Газеты похоже развиваются в Лондоне и Амстердаме, Санкт-Петербурге и Москве. Тенденции их развития практически зеркально повторяются на рекламном рынке Самары. Наряду с устойчивостью бизнеса большетиражных бесплатных газет, происходит развитие специализированных изданий, ориентированных на конкретные целевые группы потребителей.

Решая разные задачи, газеты, входящие во все группы, отражают реальность жизни разных слоев общества. Этот процесс закономерен. Его нельзя остановить и изменить. Как нельзя остановить время. Как бы того ни хотелось некоторым, мы никогда уже не вернемся туда, где выходила ОДНА газета, и мы даже помним, как она называлась.

Рассмотренные здесь в беглом обзоре рекламные процессы 9 месяцев этого года реально отражают возможность свободного выбора рекламодателями Самары нужного для их бизнеса издания. А уж свои деньги они считать научились. Чего пожелаем и всем вам накануне Новогоднего праздника!

Все заинтересованные клиенты могут заказать подробное исследование в АНО ИА ВВС. Контакты: [email protected] , тел. (846-2) 43-94-80. web: http://price.samaratoday.ru/

Александр Барышев.

Павел Белорусцев

********************************************

4P.ru