Муниципалитеты Самарской области уже в этом году могут получить дополнительно 350 млн руб. на ремонт и строительство дорог. Губернатор Константин Титов направил соответствующий законопроект в губернскую Думу. В результате расходы муниципалитетов на реконструкцию дорог вырастут более чем в два раза. Но депутаты отмечают, что и этих денег недостаточно, чтобы привести дороги в порядок.

Протяженность дорог общего пользования в Самарской области превышает 7700 км, из них с твердым и «переходным» покрытием — около 6900 км. По прогнозам областного правительства, к 2015 г. на 1000 жителей будет приходиться 350 автомобилей.

Законопроект предполагает выделение муниципалитетам из областного бюджета 70% доходов от транспортного налога. В пресс-службе губернатора сообщили, что законопроект был отправлен в областную Думу в начале мая.

Если депутаты поддержат инициативу губернатора Константина Титова, то из регионального дорожного фонда муниципалитетам в этом году будет выделено субсидий на сумму около 350 млн руб. В частности, Самара получит 102 млн руб. , а Тольятти — около 45 млн руб. Для сравнения: бюджет Тольятти 2004 г. предусматривает расходы на ремонт и содержание дорог в сумме более 26 млн руб.

Министр финансов Павел Иванов сказал, что главной сложностью при разработке законопроекта было не распределение средств между муниципалитетами, а определение юридической схемы выделения этих средств из бюджета муниципалитетам. Иванов отметил, что поправка, предложенная губернатором, касается только областного бюджета 2004 г. , поскольку с 2005 г. по федеральному законодательству все сборы от транспортного налога пойдут в бюджеты муниципалитетов.

Действующее областное законодательство позволяет направлять средства созданного в регионе целевого дорожного фонда только на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, соединяющих населенные пункты Самарской области.

По словам Иванова, за последние 3 — 4 года доходы дорожного фонда Самарской области сократились почти в два раза. «Это связано в основном с проводимой [в России] налоговой реформой», — объясняет он. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. Министерство финансов прогнозирует сохранение доходной части дорожного фонда на уровне примерно 2,4 млрд руб.

«Мы еще не рассматривали на комитете этот [предложенный губернатором] законопроект, — говорит Светлана Кузьмина, член комитета по промышленности, строительству, ТЭК, транспорту и связи Самарской губернской думы. — Но не думаю, что будут противники этой инициативы губернатора, поскольку муниципалитеты объективно не справляются со строительством и содержанием дорог». Но Кузьмина заметила, что объем средств, предусматриваемых поправкой к закону о бюджете 2004 г. , все равно недостаточен. «Сейчас строительство 1 км дороги обходится более чем в 12 млн руб. , — замечает она. — Дополнительные средства помогут муниципалитетам сделать улицы более качественными. И мы будем жестко контролировать расходование этих средств, чтобы исключить их нецелевое использование».

«Если депутаты поддержат губернатора, передача 70% отчислений по транспортному налогу особенно поможет дотационным районам, к которым относимся и мы, — говорит Виктор Махов, глава Хворостянского района. — На ремонт и строительство дорог мы можем тратить только около 1,5 млн руб. «. Кроме того, по мнению Махова, муниципалитеты лучше знают, на ремонт или строительство каких дорог необходимо прежде всего направлять средства. «Случается, что строится большой мост, а по нему нет оживленного движения, в то время как другой участок не справляется с транспортным потоком», — замечает он. Получить комментарии от руководителей предприятий дорожного комплекса области по этому вопросу вчера не удалось.

Владимир Штанов

Ведомости — Поволжье

13 мая 2004

N 79 (1119)

Ведомости

*