Уже на следующих выборах все 450 депутатов Госдумы могут быть избраны по партийным спискам. Обсудить вопрос о возможном переходе с нынешней смешанной на пропорциональную систему выборов предложил вчера Владимир Путин на встрече с членами Центризбиркома (ЦИК).

Если учесть, что нынешнее конституционное большинство в Думе «Единая Россия» получила путем массовой вербовки одномандатников, эта инициатива выглядит для властей несколько рискованно. Однако на самом деле Кремль ничем не рискует: как показали последние выборы, российские избиратели уже вполне дозрели до того, чтобы к 2007 году официально оформить создание выстраиваемой властями в последние четыре года «малопартийной» системы.

       На встречу с президентом в Ново-Огарево члены ЦИКа отправились в перерыве совещания руководителей избиркомов субъектов федерации (подробнее о совещании см. стр. 3). Открывая встречу, господин Путин назвал правильным выбор руководства страны «в пользу укрупнения политических партий». «Если мы говорим о тех партиях, которые претендуют на то, чтобы влиять на судьбы муниципалитетов, регионов или всей страны, это должны быть серьезные, солидные, компетентные и пользующиеся большой поддержкой наших людей партии»,– пояснил президент. «Мелкие политические объединения» он тоже пообещал поддерживать, но вот новым партиям доступ в число «избранных», похоже, будет закрыт: по мнению господина Путина, зарегистрированных ныне Минюстом 46 партий «вполне достаточно, чтобы избиратели могли сделать свой выбор».

       Но еще более важное программное заявление глава государства сделал уже за закрытыми дверями. Как рассказал позже на пресс-конференции председатель ЦИКа Александр Вешняков, президент «высказал предложение избирать Госдуму только по пропорциональной системе». Как подчеркнул глава ЦИКа, эта инициатива – лишь начало дискуссии, которая и «покажет, насколько перспективна эта идея».

       В соответствии со ст. 95 Конституции РФ Госдума состоит из 450 депутатов. Порядок выборов в нижнюю палату регулируется федеральным законом «О выборах депутатов Госдумы», согласно которому Дума формируется по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. 225 депутатов избираются по партийным спискам, а еще 225 – по одномандатным округам, организованным во всех субъектах РФ.

       Оба предложения Владимира Путина следует рассматривать как пункты единой программы Кремля по обновлению партийной системы. Потому что без укрупнения партий и их встраивания в систему «управляемой демократии» переход к пропорциональным выборам в Госдуму просто невозможен. Не случайно в середине 90-х годов, когда в России было много мелких и практически не контролируемых Кремлем политических организаций, а партии власти показывали на думских выборах удручающие результаты (см. таблицу на стр. 3), в руководстве страны поговаривали не о переходе к пропорциональным выборам, а, наоборот, об избрании Думы исключительно по одномандатным округам. Потому что включить местный административный ресурс и обеспечить «своему» кандидату-одномандатнику несколько десятков тысяч голосов в отдельно взятом регионе власти было куда легче, чем убедить дестяки миллионов россиян голосовать за «Выбор России» или НДР.

       С наступлением «путинской эры» ситуация изменилась. В распоряжении партии власти оказался сильнейший предвыборный ресурс – поддержка суперпопулярного у избирателей Владимира Путина. Именно она позволила новорожденному «Единству» в 1999 году на равных соперничать с КПРФ, а «Единой России» в 2003-м – уверенно выиграть думские выборы и сформировать в Думе конституционное большинство. Параллельно Кремль год от года усиливал влияние на «чужие» партии, фактически взяв под контроль весь процесс партстроительства в стране. При этом акцент делался именно на укрупнение политических структур и формирование «малопартийной» системы из двух-трех партий.

       Новые возможности президентских политтехнологов в полной мере продемонстрировали последние выборы в Госдуму, в ходе которых Кремль сумел решить сразу две задачи, упорно не поддававшиеся ельцинской администрации: добился убедительной победы партии власти и «замочил» некогда непобедимых коммунистов. А сформированный в декабре парламент вполне можно считать прообразом будущей партийной системы с правоцентристами («Единая Россия»), левоцентристами (КПРФ и «Родина») и примкнувшими к победителям либерал-демократами.

       В этой ситуации переход к чисто пропорциональной системе выборов уже не сулит властям никаких неприятностей. Во-первых, в ходе последних выборов наблюдалась отчетливая тенденция роста популярности партии власти. Во-вторых, даже если бы новая система применялась в 2003 году, избранная по партспискам Дума мало отличалась бы от смешанной. Правда, конституционного большинства у «Единой России» в таком случае уже не было бы. Но для распределения между однопартийцами всех руководящих думских постов и принятия нужных исполнительной власти законопроектов вполне достаточно и простого большинства. А в тех редких случаях, когда для принятия решения требуется именно 300 голосов, единороссов могли бы подстраховать, например, либерал-демократы, никогда не отказывавшиеся помочь партии власти.

       Судя по всему, главным агитатором за переход к новой системе будет сам Александр Вешняков. Во-первых, глава ЦИКа еще до встречи с президентом озвучил эту идею на вчерашнем совещании с главами региональных избиркомов. А во-вторых, он давно лоббирует внедрение системы «открытых партсписков», при которой избиратели голосуют не только за партии, но и за конкретных партийцев. Впрочем, после вчерашнего заявления Владимира Путина противников у главы ЦИКа будет немного. Ведь мнение президента – это всегда руководство к действию.

ДМИТРИЙ Ъ-КАМЫШЕВ

Газета «КоммерсантЪ» №81(2920) от 07.05.04

Фото: МИХАИЛ ГАЛУСТОВ

"КоммерсантЪ"

*