21 февраля в филармонии прозвучит сочинение «Лики»   композитора Александра Изосимова. В исполнении примут участие Олеся Петрова (меццо-сопрано) и академический симфонический оркестр под управлением Михаила Щербакова. Симфонические образы «Лики» созданы в 1984 году для низкого женского голоса и большого оркестра в трех частях: «Избранник», «Скоморох», «Возлюбленная». Заключительная часть написана на стихи Арсения Тарковского.

Требовательный к себе композитор уничтожил свыше двух десятков партитур, а это консерваторское творение сохранил, считая его важной вехой на пути открытия технологии «дышащего лада». На недавно проходившей в Тамбове международной научно-практической конференции, собравшей музыковедов из 16-ти вузов России и стран ближнего зарубежья, Наталья Климова выдвинула следующий тезис: «Созданный петербургским композитором метод «дышащего лада» явление само по себе уникальное. В музыкальном искусстве XX века оно сопоставимо с открытиями системы ладов Оливье Мессиана, звуковых модусов Яниса Ксенакиса, «спектральных» звукорядов Тристана Мюрая, Кайи Саариахо. Поиски новых звуковых структур часто приводят музыкантов к работе с электронной техникой, способствуют привлечению шумовых и световых эффектов. Метод «дышащего» лада в сочинении А.Изосимова основан на имманентных свойствах музыки. Он возвращает традиционным её средствам утраченные в наше время приоритеты, создавая возможности для воплощения творческих замыслов». Такого рода заявление еще не является фактом общественного признания, но лишь — «первой ласточкой». Многие российские изобретения ждут должного к себе отношения годами, а порой, десятилетия. В данном случае, можно сказать идее «дышащего лада»  повезло. Когда она была продемонстрирована в Гамбургской консерватории в 1993 году на примере фортепианной пьесы «Хамелеон», то ее автора приветствовал овациями стоя всемирно известный композитор Альфред Шнитке со своим международным классом.

        

В сочинении «Лики» данную идею невозможно обнаружить даже в рудиментарной форме, однако ценность произведения тем самым нисколько не умаляется. Творческий почерк складывается из душевных движений и лишь постепенно приобретает индивидуальные черты, которые в этом произведении уже очевидны.

        

Как и многие другие свои сочинения для низкого женского голоса Изосимов доверил исполнение вокальной парии «Лики» Олесе Петровой, с которой композитора связывает многолетняя творческая дружба. Ей посвящен ряд сочинений из вокального цикла «Песни прекрасного пришельца», кроме того специально написан, с расчетом на особенности тембра голоса певицы, цикл «Блудница и дева» на текст из Апокрифа.

      

Симфонические образы «Лики» будут исполнены в третий раз. Один раз произведение звучало в Ленинградской консерватории в 80-ые годы в качестве дипломной работы, другой раз – во дворце князей Белосельских-Белозерских в прошлом году на международном фестивале «Петербургская музыкальная весна». По признанию композитора – настоящей премьеры пока не было, она еще впереди.

       

Музыка Изосимова исполняется на крупнейших российских фестивалях, а так же за рубежом: в Германии, Франции, США. Александр Изосимов член жюри композиторских конкурсов.

*