Ее называли «наследницей Улановой», «очаровательной, маленькой жемчужиной», «обладательницей изумительной грациозности, которой наделены только великие балерины». Но чаще всего именовали просто Катей, при этом не забывая упомянуть и ее вечного спутника Володю. И все сразу понимали, что речь идет о самой красивой паре российского балета, народных артистах СССР Екатерине Максимовой и Владимире Васильеве. В людском понимании их образы неразделимы. Нет сомнений, что сегодняшний юбилей Екатерины Максимовой они, конечно же, отметят вместе. Праздник для друзей и коллег состоится в Атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Что же касается родного для Максимовой и Васильева Большого театра, то там юбилейные торжества прошли еще в октябре прошлого года. Правда, посвящены они были 50-летию творческой деятельности уникального звездного дуэта. В честь этой знаменательной даты в ГАБТе организовали настоящий балетный фестиваль, составив его из спектаклей, в которых блистала великолепная пара.

Свою судьбу они нашли сразу. Еще в конце 1950-х годов после окончания Московского хореографического училища они попали на прославленную сцену Большого театра, где царили потом более 30 лет. Их танец был виртуозен, актерские данные неоспоримы. И каждое их выступление в любой точке земного шара, где на гастролях побывали замечательные артисты, неизменно становилось событием.

Катя и Володя — как с легкой руки французского режиссера Клода Лелуша, снявшего о них одноименный фильм, по сей день называют своих кумиров их многочисленные поклонники — всякий раз приводили публику в неописуемый восторг. Всенародные любимцы, отмеченные неординарным талантом, работали на пределе человеческих возможностей и по праву вписались в ранг живых легенд.

Их диапазон был практически безграничен: им в равной степени удавались комические, лирические, драматические герои, одинаково великолепны они были в классическом и современном репертуаре. Они блистательно танцевали в «Каменном цветке» и «Щелкунчике», в «Спартаке» и «Жизели», в «Дон Кихоте» и «Анюте». Сотрудничали с крупнейшими хореографами: Касьяном Голейзовским, Леонидом Лавровским, Юрием Григоровичем. Свои балеты дарил им гениальный Морис Бежар. Великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли пригласил их выступить в его фильме-опере «Травиата».

Даже завершив артистическую карьеру, они не потерялись в искусстве. Владимир Викторович, который несколько лет руководил Большим театром, сейчас время от времени ездит за рубеж — ставит спектакли как хореограф. А еще он сочиняет стихи, увлекается живописью, пишет картины маслом и акварелью. Екатерина Сергеевна трудится в классе с ученицами — она педагог- репетитор в Большом театре и в «Кремлевском балете».

Сама же Максимова, как выяснилось, до школы никогда танцами не занималась. «Я любила драматический театр, — рассказала юбилярша. — Мой дедушка — Густав Шпет — был профессором Академии высшего актерского мастерства, членом худсовета МХАТа. А нашими соседями по дому были великие мхатовцы». Они-то, по словам, Екатерины Сергеевны, и посоветовали ее маме отдать дочку в балет.

«Мама, которой сейчас 94 года, по-прежнему главный человек в нашей семье, — замечает Максимова. — А Володя — самый верный друг. Надежнее его рук на сцене я не знала. И в жизни тоже».

Впрочем, и у самой Екатерины Сергеевны стальной характер. После тяжелейшей травмы позвоночника ей удалось не только не остаться инвалидом, но и вернуться в театр и протанцевать еще 20 лет. Глядя на нее сегодняшнюю, удивляешься, откуда у этой маленькой, тоненькой женщины такая сила?

«Из-за хрупкого телосложения меня до сих пор за девушку принимают. Когда машину водила, останавливали: почему ребенок за рулем?» — улыбается Максимова. И всерьез заключает: «Нет, звездной болезнью я никогда не страдала и примой себя не ощущала, никогда не чувствовала, что мне все дано».

ИТАР-ТАСС ссылка на статью

***